Велокросс — это что-то среднее между шоссейным велоспортом, маунтинбайком и даже… бегом с препятствиями! Велосипеды для велокросса — циклокроссы — уже давно завоевали сердца велосипедистов благодаря своей универсальности. Однако не так много людей догадываются о существовании велокросса как дисциплины велоспорта.
В этой статье поможем вам разобраться, что такое велокросс, а также где и как использовать циклокроссовый велосипед.
Что такое велокросс
Велокросс — одна из самых сложных и даже порой забавных форм велогонок из всех существующих. Спортсмены используют велосипед, похожий на шоссейник, и ездят по относительно короткой круговой трассе, преодолевая на своём пути грязь, песок, камни, снег, подъёмы и спуски.
«Подождите, — скажете вы, — но разве это не гонки кросс-кантри на горных велосипедах?». Не совсем. Велокросс даже не является разновидностью горного велоспорта, равно как и шоссейного.
Читайте по теме: Кросс-кантри (горная велогонка): история, дисциплины, особенности велосипеда и соревнования
Из особенностей велокросса отметим, что это единственный вид велосипедной гонки, в которой спортсмены будут то и дело спешиваться и бежать рядом с велосипедом. Хоть это и не триатлон.
В итоге мы получаем очень увлекательную смесь, составляющую велокросс: гонка на почти шоссейных велосипедах по пересечённой местности, предназначенной, скорее, для маунтинбайка, и в определённом смысле бег с препятствиями — всё в одном виде спорта.
История велокросса
Велокросс может показаться странным видом спорта. Какой смысл в том, чтобы месить грязь на велосипеде? Да ещё на таком, который недостаточно устойчив в этой самой грязи. Но таковы истоки этой дисциплины.
Велокросс восходит к велогонкам во Франции в начале 1900-х годов. В те времена дорог с твёрдым покрытием было немного, поэтому любители велоспорта использовали в качестве гоночной трассы пересечённую местность задолго до того, как появились горные велосипеды.
Финишем гонки чаще всего служил церковный шпиль, и участники прокладывали к нему путь по прямой, через фермерские поля. По пути они встречали заборы, речные преграды, леса и холмы. К слову, аналогичная история появления у легкоатлетической дисциплины — стипль-чеза (бег с препятствиями). Сам же велокросс в те времена назывался гонкой с препятствиями.
Шоссейные гонщики использовали велокроссовые заезды в качестве интенсивной тренировки в межсезонье и для улучшения своей способности управлять велосипедом. Встречающиеся на «трассе» препятствия они не объезжали, а перешагивали или перепрыгивали с велосипедом на плече. Делалось это не только для экономии времени, но и с целью согреть ступни и пальцы ног во время бега, ведь соревнования часто проходили зимой.
Скачайте тренировочные программы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня!
Распространение велокросса
Из Франции велокросс стал распространяться после 1910 года, когда профессиональный велогонщик Октав Лапиз объяснил свою победу на Тур де Франс межсезонными тренировками по велокроссу.
К концу 1940-х велокросс стал обретать современные очертания: трассы закольцевались, гоночный сезон отнесли к осени и зиме. UCI (Международный союз велосипедистов) обратил внимание на дисциплину, взял её под крыло, и вот в 1950 году в Париже состоялся первый чемпионат мира по велокроссу.
Как проводятся соревнования по велокроссу
Длительность гонки
Велокроссовые гонки обычно завершаются по достижении лимита времени, а не после определённого количества кругов или конкретной дистанции. Продолжительность соревнований зависит от категории участников и составляет от 30 до 90 минут.
Это неплохо для тех любителей, которые не могут подготовить себя к длинным многодневным шоссейным гонкам или МТБ-марафонам. Но короткий формат также означает, что эти соревнования, как правило, представляют собой высокоинтенсивную езду, где первостепенную важность приобретают спринтерские способности, техническое мастерство управления велосипедом и острая, как бритва, концентрация.
Короткие круговые трассы велокросса протяжённостью 2,5-3,5 км делают велокросс отличным видом спорта для зрителей, поскольку они увидят гонщиков несколько раз, пока наблюдают, как разворачивается борьба. Удивительно, что этого достаточно зрелищного вида спорта нет в олимпийской программе.
Покрытие и препятствия
Покрытие для велокросса — это всё, чем богаты поля, луга и лесопарки. Спортсмены едут по траве, песку, гравию, корням деревьев, перепрыгивают через ямы, ручьи, но в основном, конечно, это борьба с грязью.
Однако гонки под эгидой UCI (кубки и чемпионаты мира) могут включать участки дорог с твёрдым покрытием. Правила гласят, что местность на трассе должна чередоваться таким образом, чтобы способствовать изменению темпа гонки.
Хотя трассы велокросса менее техничны, чем трассы в горном велоспорте, каждое конкретное препятствие требует определённых технических возможностей участников.
По ходу трассы встречаются естественные, трудно объезжаемые препятствия в виде грязи, песка и крутых склонов, а также искусственные — низенькие, будто легкоатлетические, дощатые барьеры либо лестницы и трамплины.
Некоторые секции требуют, чтобы гонщики слезли с велосипеда и перепрыгнули или пробежали препятствие с велосипедом рядом или на плече. А иногда из-за ненастной погоды покрытие становится невозможным для езды, и велокроссеры предпочитают велосипедам продолжительный бег трусцой.
Эти моменты в велокроссе одни из самых запоминающихся. Просто представьте себе бегунов, соревнующихся с велосипедами на плече!
Бег в велокроссе
Бег, навыки быстрого спешивания, а затем запрыгивания на велосипед — это то, что развивают велокроссеры, помимо мощности в квадрицепсах. Хотя слезть с велосипеда и сесть на него звучит просто, сделать это в разгар динамичной гонки довольно нелегко.
Способность плавно слезать на скорости, поднимать и нести на бегу велосипед, а затем снова опускать его и плавно пересаживаться без потери темпа, — всё это требует практики и навыков, поскольку участник часто вынужден так сделать не один десяток раз за гонку. Неправильное или медленное спешивание может стоить драгоценных секунд — это пустая трата энергии и риск падения.
Но если вы решили, что вам следует тренировать и бег, главное в велокроссе состоит не в том, чтобы быть отличным бегуном, а в том, чтобы бег не оказывал негативного влияния на ваше состояние после возвращения на велосипед.
Участники, карабкающиеся по грязному склону с велосипедами на плечах, — классический образ этого вида спорта. Хотя такие непроезжаемые участки, как правило, составляют очень небольшую часть дистанции гонки — около 10%.
Сезон велокросса
Традиционный сезон велокросса приходится на осень и зиму, а это дождь, слякоть, грязь — то есть ровно то, что нужно для хорошей гонки.
Правила
Как и в других дисциплинах профессиональных гонок, в велокроссе есть различные правила и нормы, помогающие создавать равные условия для участников соревнований. И когда дело доходит до велокросса, пожалуй, самое важное правило касается покрышек велосипеда.
Сравните проходимость песочного покрытия на фэтбайке, горном велосипеде и на циклокроссе, у которого традиционно покрышки более узкие, чем у вышеназванных собратьев. На узких колёсах сцепление хуже, прохождение технически сложнее, и это делает велокросс тем, что он есть.
Так что на официальных соревнованиях санкционированная ширина покрышек не может превышать 33 мм. На любительских стартах организаторы могут отступать от правил UCI, но этот вопрос важно уточнить, прежде чем покупать слот.
Ещё одно правило разрешает велогонщику менять велосипеды и получать техническую помощь во время соревнований. Пока участник находится на трассе на одном байке, его пит-бригада может почистить, отремонтировать и смазать запасной. Но такая возможность, скорее, относится к профессиональным спортсменам. Любители чаще прибегают к опции устранения неисправности на имеющемся велосипеде.
Тактика
По сравнению с дисциплинами шоссейных и трековых велогонок, тактика в велокроссе довольно проста: будь выносливым, имей хорошие навыки управления велосипедом, читай трассу и умей преодолевать препятствия. Драфтинг, когда велосипедисты едут «на колесе» друг у друга и тем самым экономят энергию от уменьшения сопротивления воздуха, в велокроссе почти не имеет значения.
Что нужно для велокросса: велосипед и экипировка
Циклокросс: характеристики велосипеда для велокросса
В велокроссе используется велосипед, получивший у нас название «циклокросс». Неопытному глазу кажется, что велокроссовый велосипед очень похож на шоссейный и гравийный велосипед с точки зрения руля-барана и базовой геометрии рамы.
У них, так сказать, одинаковая ДНК, но велосипеды для велокросса эволюционировали, чтобы соответствовать требованиям этой дисциплины. Всё-таки условия катания на циклокроссе другие, и геометрия велосипеда должна учитывать эти условия.
Какая разница между гравийным велосипедом и циклокроссом
У читателя мог возникнуть вопрос, для каких таких целей служит гравийный велосипед, если мы его упоминаем в статье.
Циклокросс и грэвел (гравийный велосипед) между собой похожи и предназначены для езды по бездорожью, но с совершенно разными целями. Отсюда и мелкие различия в конструкции.
Циклокроссы специально созданы для гонок на коротких и сложных трассах, где спортсмену, скорее всего, придётся нести свой велосипед. А вот грэвел имеет гораздо более широкую сферу применения, но пользователи чаще выбирают его для длинных, комфортных поездок, одним словом, для путешествий.
Отличительные особенности циклокросса
Итак, отличия циклокросса от шоссейного и гравийного велосипедов:
- У циклокросса бОльшая высота каретки по сравнению с гравийным велосипедом и шоссейником.
- Циклокросс имеет более короткие нижние перья и меньшую высоту передней части рамы. Это сочетание обеспечивает более агрессивную посадку и лучшую манёвренность, чем есть у гравийного и шоссейного велосипедов.
- Угол наклона верхней трубы циклокросса ближе к горному велосипеду, а угол рулевой трубы меньше для лучшей управляемости на бездорожье.
- Вилка велосипеда для велокросса имеет гораздо больший зазор, чем на стандартном шоссейном велосипеде, что позволяет использовать более широкие покрышки.
- Верхняя труба рамы у циклокросса чаще плоская для того, чтобы было удобно носить велосипед на плече.
- Учитывая то, что участникам велокросса придётся то и дело таскать велосипед на себе, он изготавливается с применением лёгких материалов и имеет небольшой вес, в отличие от грэвел, где вес не так категоричен.
- У циклокросса большой зазор между рамой и покрышками, поэтому колёса продолжают вращаться, даже если к ним налипла грязь.
- На многих велосипедах для велокросса популярно расположение тормозов таким образом, что правый часто служит передним тормозом. Это сделано для того, чтобы левая рука могла контролировать скорость при приближении к препятствиям, требующим переноски велосипеда, в то время как правая рука готовится поднять велосипед на плечо, как только ноги гонщика коснутся земли.
- Всё чаще современные циклокроссы оснащены одной передней звездой. Такое решение упрощает работу с подбором передачи и снижает вероятность падения цепи на неровной дороге. На шоссейном велосипеде и грэвеле две передние звезды не теряют актуальность.
- Тросы циклокросса расположены вверху рамы. Такое расположение более удобно для перемещения велосипеде на плече, а ещё предотвращает попадание грязи в систему.
- На велосипедах для циклокросса могут отсутствовать крепления для бутылок. Всё-таки на таких коротких и интенсивных гонках у профессионалов просто нет возможности и времени достать бутылку и попить.
Колёса и покрышки
Диаметр колёс циклокросса такой же, как и у шоссейного велосипеда, — 28 дюймов.
Покрышки имеют глубокий рисунок протектора и ширину до 42 мм (на официальных соревнованиях разрешённая ширина — 33 мм). Ширина покрышек вкупе с протектором и пониженным давлением от 15 до 30 psi позволяет передвигаться по сложным дорожным поверхностям, где шоссейные гладкие и узкие шины застряли бы.
Обувь и педали в велокроссе
Для велокроссовой гонки лучше всего подойдут велосипедные туфли и контактные педали для горного велосипеда. Обратите внимание, что у туфель должно быть хорошее сцепление с дорогой, чтобы вы смогли бежать или идти.
Если вам неудобно застёгиваться и выстёгиваться из контактных педалей (особенно когда происходит процесс спешивания перед препятствиями), плоские педали и кроссовки вполне подойдут.
Одежда
Форма для велокросса используется та же, что на шоссе или в кросс-кантри, но только осенний или зимний комплект.
Профессионалы и продвинутые любители предпочитают носить велосипедные комбинезоны. Их преимущество в том, что цельная конструкция одежды плотно прилегает к телу и предотвращает зацепы за деревья и кусты или за сам велосипед при переноске. Комбинезон также не обнажает туловище, когда велосипедист несёт велосипед на плечах.
Известные спортсмены в велокроссе
Ведущие страны по велокроссу, по крайней мере, когда речь идёт о профессиональных соревнованиях, — это страны из Западной Европы. Бельгия и Нидерланды доминируют в этой дисциплине. Телеаудитория соревнований по велокроссу не уступает футболу в этих странах.
Велокросс раньше да и сегодня, благодаря осенне-зимнему сезону соревнований, привлекает спортсменов из разных дисциплин велоспорта: тут гоняются и кросс-кантрийщики, и шоссейники, и маунтинбайкеры.
Самый успешный гонщик всех времён — бельгийский велосипедист Свен Нис, одержавший 140 побед. В 2016 году он завершил карьеру.
Из шоссейных велосипедистов, известных по достижениям на Тур де Франс, добились высот в велокроссе бельгиец Ваут ван Арт, голландец Матье ван дер Пул и британец Том Пидкок. Отметим, что последние двое также сильны в гонках кросс-кантри. Так, Том Пидкок — действующий олимпийский чемпион по маунтинбайку.
Среди других главных имён велокросса — специализирующиеся в данной дисциплине бельгийцы Майкл Вантуренхаут, Эли Изербит и Лоренс Свик.
В женском велокроссе доминируют голландки в лице чемпионки мира Марианны Вос, а также Фем ван Эмпель, Люсинды Бранд, Аннемари Ворст и Дениз Бецема. Конкуренцию им составляет юная венгерка Кейт Бланка Вас.
Велокросс в России
В России велокросс не завоевал популярности, и наши спортсмены ещё ни разу не были представлены на международных профессиональных соревнованиях. Скорее всего, отсутствие интереса к велокроссу спровоцировано тем, что он не является олимпийской дисциплиной.
В отличие от других стран, где велокросс не имеет отношения к каким-либо дисциплинам велоспорта, в России, согласно Единой Всероссийской спортивной классификации, велокросс относится к маунтинбайку.
Читать по теме: Горный велоспорт (маунтинбайк): история, дисциплины, нормативы
Нормативы для выполнения разрядов в велокроссе можно найти среди дисциплин маунтинбайка. Учитывая характер гонки с очень неоднородными и непостоянными условиями трассы, для всех спортивных разрядов и званий требования такие: занятое место, участие необходимого количества спортсменов и статус соревнований.
Как принять участие в соревнованиях по велокроссу
Требования к любителям для допуска к соревнованиям по велокроссу могут разниться от организатора к организатору, но в целом они совсем не строги, если сравнить с тем, что требуется от профессиональных спортсменов. Вот что необходимо иметь при себе, собираясь на гонку:
- велосипед: циклокросс, гибрид, гравийный либо горный велосипед;
- шлем;
- очки для защиты от веток и грязи;
- минимальный набор инструментов;
- обтягивающая и тёплая (если соревнования проходят осенью/зимой) велоодежда;
- удобная обувь с нескользящей подошвой;
- медицинская справка и страховка;
- сменная одежда, которую вы наденете после финиша.
3 совета перед стартом в гонке по велокроссу
1. Изучите трассу
Знакомство с маршрутом важно для того, чтобы выявить сложные места, где эффективнее будет сойти с велосипеда и пробежать секцию, нежели пытаться до последнего крутить педали, в конце концов завалившись на бок.
2. Разогрейтесь
Не забывайте о разминке. Поскольку велокросс с самого начала и на всём протяжении гонки очень интенсивен, важно разогреть своё тело, прежде чем выстраиваться на стартовой линии. Постарайтесь проехать пару кругов по трассе, закончив разминку за 10-15 минут до начала гонки.
3. Практикуйтесь в езде по бездорожью
Если вы любитель, вам не нужно оттачивать мастерство во всех техниках преодоления сложных участков трассы, чтобы стартовать в гонке по велокроссу. Тем не менее попрактикуйтесь в лесу и полях, прежде чем выходить на старт:
- научитесь спешиваться и идти/бежать с велосипедом на плече;
- освойте спуск на циклокроссовом велосипеде;
- научитесь делать банни-хоп: при правильном выполнении этого трюка значительно быстрее перепрыгнуть на велосипеде через бревно или препятствие, чем спешиться и перебежать его;
- научитесь читать трассу, чтобы правильно выбирать траекторию;
- освойте работу с переключением скоростей, торможением, быстрым стартом: вместо того, чтобы мчаться по прямой и резко тормозить перед каждым поворотом, вы должны сосредоточиться на плавной езде.
По мере того, как вы будете накапливать опыт езды по бездорожью на кроссовом либо горном велосипеде, вы узнаете, как ваш велосипед ведёт себя на разной местности и в различных условиях.
Популярные в мире велогонки по велокроссу
Этот вид спорта, который сначала рассматривался как развлечение для шоссейных гонщиков в межсезонье, быстро превратился в самостоятельную велосипедную субкультуру. По мере того, как велокросс взрослел и рос, трассы для гонок также развивались.
Когда-то ограниченные фермами и лесными массивами бельгийской сельской местности, велокроссовые трассы теперь заменяются специальными парками с созданными человеческими руками препятствиями. Но ещё остаются классические курсы, дизайн которых продиктован природными условиями.
Расскажем о самых популярных трассах для соревнований по велокроссу.
1. Jingle Cross (США)
Фестиваль велокросса, проводимый с 2004 года. Jingle Cross был частью чемпионата мира по велокроссу UCI с 2016 по 2019 год. Самым известным элементом гонки является гора Крумпит — сложный подъём, который гонщикам приходится преодолевать в нескольких местах до трёх раз за круг.
2. Koppenbergcross (Бельгия)
Мероприятие проводится с 1988 года. В маршруте велокросса примечательно то, что используется мощёный подъём Коппенберг, который не раз включался в маршрут шоссейного бельгийского тура Фландрии.
На самых сложных участках крутизна доходит до 22% при среднем градиенте 11,6%. В Коппенбергкроссе участникам приходится подниматься в него от 4 до 8 раз за гонку.
3. Vlaamse Druivencross (Бельгия)
Фламандский Друивенкросс — одна из старейших гонок, впервые проведённая в Бельгии в 1960 году. Маршрут считается классическим циклокроссом и известен своей сложной и высокотехнологичной трассой.
В велокроссе за редким исключением существуют гонки длинного формата.
4. Three Peaks Cyclo-Cross (Великобритания)
Это самое сложное и крупнейшее мероприятие по велокроссу в Великобритании. Маршрут длиной 61 км включает 32 км по пересечённой местности, 29 км по шоссе и проходит через три вершины Йоркшира: Инглборо (723 метра), Уэрнсайд (738 метров) и Пен-и-Гент (694 метра). Суммарный набор высоты на этой гонке составляет 1585 м.
Гонки по велокроссу в России
В России пока нет громких гонок по велокроссу, однако, надо сказать, интерес к дисциплине растёт. Проводятся небольшие старты, ведутся тематические порталы.
Следить за календарём соревнований можно на сайтах:
- блог о велокроссе
- новости велокросса
- рубрика, посвящённая велокроссу на портале Velomania
Заключение
Если описывать велокросс одним словом, то первое, что приходит на ум, — это «нестандартный». В велокроссе участники покрываются с ног до головы грязью, они то и дело бегают с велосипедом, падают, пытаясь проехать скользкий участок грязного поля.
Но не пугайтесь, изучая видеоролики соревнований. Сложных участков в велокроссе не так много, но они всегда на первом плане благодаря своей неординарности.
Участвуя в велокроссе, вы проверите свои возможности в управлении велосипедом, прокачаете и нагрузите мышцы, о существовании которых, возможно, не подозревали, и просто получите новые эмоции.
Соревнования — это не всегда быстро, не всегда толпы людей рядом и риск страшных падений. В велокроссе спешиться и пробежать сложные или страшные для вас участки — более чем законно. Поэтому пробуйте!