Велотрек – место безумных скоростей и высоких виражей. Отнюдь не безопасное сооружение для новичка, особенно не знакомого с правилами. Мы уже рассказывали о правилах занятий на легкоатлетическом стадионе и в манеже, а теперь хотим посвятить всех заинтересованных в руководство по тренировкам на велосипедном треке.
Что такое велотрек
Велотрек имеет форму овала с длиной покрытия от 133 до 500 м, но самые важные международные соревнования проходят на треках длиной 250 м. Угол наклона на виражах может показаться пугающим для новичка: 42 градуса! На прямых участках эта цифра уменьшена до 12,5 градусов.
На велотреке, в отличие от стадиона, нет размеченных одна за другой дорожек одинаковой ширины, но разметка тем не менее имеется, и вот что она означает:
- «Лазурный берег» – полностью окрашенная в голубой цвет полоса, наносимая по всей внутренней кромке трека. Нужна для выхода велосипедистов на трассу.
- Измерительная линия – чёрная линия (или белая, если полотно тёмное), по внутренней кромке которой идёт измерение длины велотрека.
- Спринтерская линия – линия красного цвета, по которой отрабатывают спринт.
- Стайерская линия – линия голубого цвета для остальных тренировок.
Это нюансы продольной разметки. Но есть ещё и поперечная:
- Финишная линия – широкая белая полоса с чёрной линией посередине. Наносится на полотно в конце одного из прямых участков, за несколько метров до виража.
- Линия 200 метров – белая линия, наносимая за 200 метров до финишной.
- Линия гонки преследования – две красные линии, наносимые напротив друг друга в середине каждого из прямых участков трека и служащие линиями финиша в гонках преследования.
Ширина всего полотна от 5 до 10 м в зависимости от длины трека. Покрытием велотрека обычно служат дерево и бетон.
Также у велотрека до выхода на «Лазурный берег» есть плоская часть без крена – зона тихой езды. На ней велосипедисты разминаются и заминаются.
Где в России есть велотреки
Грустные размышления легкоатлетов о том, что в нашей стране мало хороших стадионов, любителей трекового велоспорта только насмешат. Ведь количество приемлемых треков в России в буквальном смысле можно пересчитать по пальцам.
Есть три крытых, которые соответствуют требованиям для проведения на них международных соревнований:
- Крылатское (Москва)
- Локосфинкс (Санкт-Петербург)
- Омский велотрек (Омск)
И четыре открытых – для проведения всероссийских соревнований:
- Тульский велотрек (Тула)
- Сатурн (Пенза)
- Ярославский велотрек (Ярославль)
- Локомотив (Ростов-на-Дону)
Сборно-разборные мобильные велотреки есть ещё в трёх городах:
Скачайте тренировочные программы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня!
- Симферополь
- Воронеж
- Майкоп
Правила поведения и занятий на велотреке
1. Двигайтесь против часовой стрелки
На велотреке, как и на стадионе, всё движение осуществляется против часовой стрелки и никак иначе.
2. Проверяйте велосипед до тренировки
Не менее раза в месяц следует проверять затяжку болтов на своём велосипеде. И перед каждым выездом на трек оценить натяжение цепи, чтобы она не спала во время тренировки, и давление в шинах. Оптимальное давление – 7-8 атмосфер.
3. Будьте внимательны
Чтобы попасть на трассу, выходите с «Лазурного берега». Там вы набираете скорость, чтобы она была не менее 33-35 км/ч. Перед выходом внимательно посмотрите назад, чтобы не стать препятствием для встречного гонщика.
4. Соблюдайте прямолинейность движения
Катаясь на треке, не занимайте всё полотно вилянием из стороны в сторону. Выберите одно направление, соответствующее типу вашей тренировки, и держитесь его.
5. С осторожностью используйте шоссейный велосипед
У трекового велосипеда нет тормозов, и это сделано ради безопасности, как бы странно это ни звучало. Если затормозить ручным тормозом, заблокированное колесо соскользнёт с виража вниз. На трековых велосипедах глухая передача, и торможение происходит с помощью мышечной силы или за счёт постепенного замедления хода педалей.
По правилам велотрека движение по полотну трека на шоссейнике запрещено. Шоссейный велосипед, конечно, можно использовать, но тогда придётся кататься на нём в нижней части полотна (пространство до выхода на «Лазурный берег»), не поднимаясь выше спринтерской линии.
Рекомендуем уточнить возможность катания на шоссейнике в этой части трека у администрации.
6. Следите за чистотой своего велосипеда
Не выезжайте на трек с грязным велосипедом и пыльными колёсами, всегда протирайте их перед выходом на полотно. Это делается не только ради чистоты полотна, но также и для улучшения сцепления с поверхностью.
7. Двигайтесь быстро в верхней части трассы
При прохождении поворотов с гоночной скоростью, которая может превышать 85 км/ч, крен пытается соответствовать естественному наклону велосипеда, движущегося по этой кривой. Поэтому велосипедисты не соскальзывают вниз.
Риск скольжения намного выше при низких скоростях (30 км/ч и ниже) как на прямых участках трека, так и тем более на виражах. При падении вы не только создадите угрозу себе и своему оборудованию, но и остальным спортсменам, находящимся ниже вас.
Запомните: чем медленнее вы едете, тем ближе к основанию трека должны находиться.
8. Не ходите по полотну
Полотно велотрека не терпит вмятин, трещин и выпуклостей, поэтому запрещено, находясь на нём, выстёгиваться из педалей и ходить в туфлях.
9. Отдыхайте только в определённых зонах
Отдыхать, стоять и разговаривать можно в специальном коридоре отдыха, расположенном за плоской частью трека.
10. Не возите на велосипеде сумки, запчасти и воду
Все вещи должны быть сняты с велосипеда перед выходом на трек. Это касается велосумок, насосов, приклеенных гелей, фонарей и даже бутылки с водой. Если что-то из этого вдруг отлетит, оно может попасть другим велосипедистам под колёса, и случится завал. Фляжки с водой остаются на столах в коридоре отдыха.
Вы можете ездить с хорошо закреплёнными датчиками и велокомпьютером, но на соревнованиях их нахождение на велосипеде строго запрещено. Запрещены даже наручные часы.
Правила перестроения
Если вы собираетесь перестроиться вверх по треку, глядите через правое плечо. Если, наоборот, вам нужно вниз или вы хотите сдать смену при групповой езде, глядите через левое плечо. Все перестроения делаются в начале прямой. На вираже это чревато падением.
Предупреждайте группу о своих манёврах
Когда вам нужно уйти вправо, сделайте движение левым локтём, а если вам нужно перестроиться влево, вниз по треку, просигнализируйте об этом правым локтём. Если же вы сомневаетесь, что другие велосипедисты знакомы с этими знаками, оповестите их об этом голосом.
Оставьте преимущество за быстрым
Трек – травмоопасное место для тренировок и требует хорошего чувства велосипеда, так что преимущество здесь за быстрыми и уверенными велосипедистами. Старайтесь уступать им путь, потому что при повышенном пульсе во время интенсивных интервалов их реакция может быть замедленной.
Не катайтесь в наушниках
На треке вы должны оставаться в предельном внимании и концентрации. На шоссе ещё возможно слушать музыку через один правый наушник, потому что и автомобили, и велосипедисты совершают обгон слева. Но на велодроме обходить вас могут со всех сторон, поэтому важно, чтобы оба уха были свободны для принятия звуковых сигналов.
Используйте голосовые команды
- «Без смен!», «Ап!» или «Оп!» означают обгон другого гонщика.
- «Мягче!» – просьба о снижении темпа в групповой езде.
- «Жёстче!» – команда об увеличении темпа в групповой езде.
- «Смена!» означает, что вы сдаёте смену.
На групповой тренировке команды передаются по цепочке от выкрикнувшего участника до ведущего «паровоз».
Базовые правила в зоне тихой езды
В этой зоне вы не должны делать каких-либо быстрых интервалов, обгон можно совершать только справа, а езда более двух человек в ряд запрещена.
Базовые правила движения по полотну трека
Когда вы едете по какой-либо из линий («лазурка», спринтерская или стайерская) обгонять своих соседей по этой линии вы можете только справа. Перед сменой обязательно обернитесь и сдайте её направо. Когда ваша тренировка близится к завершению или же вы собираетесь тормозить, сдавайте влево.
Объезд завала может осуществляться только справа, потому что трек наклонный и упавшие гонщики с велосипедами так или иначе покатятся вниз по полотну.
Совершая обгон, не стремитесь сразу же вернуться на свою линию, как это делается у автомобилистов. В велоспорте вы должны обгонять с большим запасом и делать плавное перестроение.
Ни в коем случае не сморкайтесь на полотно велотрека. Для этой процедуры возите в кармане джерси носовой платок. Кроме того, помните о хорошей акустике в помещении трека и не говорите того, что не предназначено для чужих ушей.
Мнение профессионала
За экспертным мнением редакция журнала обратилась к человеку, который проехал по треку тысячи километров за время своей профессиональной карьеры. Вот что нам рассказал Антон Якушевский – КМС по трековому велоспорту, триатлет, тренер по велоспорту.
– Когда новичок приходит на трек, может ли он сразу попасть на основное полотно?
– Нет, в тренировочных группах, пока вы не освоите основные азы и не пройдёте инструктаж, кататься на полотно не пустят. Максимум попадёте на «лазурку», где уклон не такой резкий и есть возможность спуститься на «зелёнку» в случае каких-то проблем.
– А вы сами испытывали какие-нибудь трудности в освоении езды по треку?
– На трек я пришёл из шоссейного велоспорта. При первом взгляде на уклон трека страх, разумеется, был, но главное, что нужно усвоить – всегда крутить педали. Люди падают чаще всего из-за того, что бросают крутить, а так как на трековых велосипедах глухая передача, и педали непрерывно вращаются, то всадников просто выкидывает с велосипеда.
Но я никогда не падал по этой причине. Моё падение было спровоцировано взрывом передней трубки, поэтому перед выездом всегда проверяйте состояние своего велосипеда.
– Из спортсменов-любителей посетители трека – это в основном представители шоссейного велоспорта либо триатлона. Помимо аэробной тренировки, для чего ещё хорошо подходят занятия на треке?
– В зимнее время на велотреке лучше всего готовиться к индивидуальным гонкам на время, поскольку спортсмен вынужден постоянно крутить педали, вырабатывая тем самым индивидуальный ход. Для этого необходимо уметь ездить долго и равномерно с высоким темпом.
– А трековики-профессионалы используют шоссейную подготовку?
– Так как на всю страну у нас считанное количество треков, то большинство спортсменов основную часть тренировочного года проводят на шоссе, на роллерных станках, где вырабатывают высокий каденс. Для чувства скорости, которую на шоссе сложнее показать, чем на треке, мы группой выезжали за машиной сопровождения, которая значительно уменьшала сопротивление воздуха. Непосредственно на трек гонщики выезжают во время спортивных сборов перед соревнованиями.
Читайте далее: Сколько калорий сжигается при езде на велосипеде