Главная Вело Кросс-кантри (горная велогонка): история, дисциплины, особенности велосипеда и соревнования

Кросс-кантри (горная велогонка): история, дисциплины, особенности велосипеда и соревнования

24204

Высокая физическая подготовка, технические навыки и психологическая стойкость – всё это о велогонках на пересечённой местности. Ранее мы писали о горном велоспорте, где есть много экстремальных видов вроде даунхилла и фрирайда, но именно велогонки кросс-кантри — самый популярный и доступный представитель семейства маунтинбайка.

В этом гиде мы познакомим вас с захватывающим миром гонок кросс-кантри (другое название — XC MTB), а заодно и с множеством других аббревиатур в этом виде спорта. Что из себя представляют кросс-кантри гонки? На каких трассах соревнуются спортсмены? И что нужно, чтобы к ним присоединиться?

Кросс-кантри (горная велогонка): история, дисциплины, особенности велосипеда и соревнования
Фото: canyon.com

История 

По сравнению с шоссейными гонками горный велоспорт — сравнительно новый вид спорта. Истории известны случаи, когда люди катались на шоссейных велосипедах по бездорожью ещё в 90-х годах 19 века, но изобретение именно горного велосипеда с отличной от шоссейного велосипеда рамой, размером колёс и рулём пришлось на середину 1970-х годов. 

Первое в истории велосоревнование на пересечённой местности состоялось в 1978 году от Крестед-Бьютт до Аспена в Колорадо (США). Маршрут составил примерно 60 км.

Шло время, конструкция и комплектующие горных велосипедов совершенствовались. Позже была введена амортизация передней вилки, а это означало, что теперь велосипед мог использоваться на более сложных трассах.

Год за годом в это вид спорта приходило всё больше гонщиков, и в 1990 году руководящий орган велоспорта UCI, наконец, признал кросс-кантри отдельной дисциплиной. Ещё через шесть лет XC (сокращённое международное название кросс-кантри) стал единственным представителем горного велоспорта на Олимпийских играх.

Чем привлекательны гонки по пересечённой местности

Экстрим и физическая подготовка

Гонки по пересечённой местности — это настоящая проверка велогонщика на его всесторонние способности. Вам нужно не только уметь справляться со сложными спусками, но и быть в хорошей физической форме, чтобы быстро заезжать в крутые или изматывающе длинные подъёмы. Кросс-кантри предлагает впечатляющий спектр эмоций: от стресса на сложных участках до эйфории на спусках.

Открытость

Написанное выше может привести к выводу, что кросс-кантри имеет репутацию довольно сложной и серьёзной дисциплины. Однако состав участников всегда очень разнообразный: от профессионально подготовленных велосипедистов до туристов. В особенности это касается дисциплины «кросс-кантри марафон».

Природа

Если ездить МТБ-марафоны, можно попасть в невероятно живописные места. Шанс повышается во время многодневных гонок, когда на протяжении нескольких дней велосипедисты преодолевают сотни километров, минуя разные красивые места планеты. Кросс-кантри – это не просто гонки, это ещё и путешествия.

Зрелищность

В гонках кросс-кантри встречаются зрелищные падения и прыжки, а дизайнеры трасс всё чаще используют крупные препятствия на пути гонщиков. Эти старты больше нельзя выиграть только за счёт физической подготовки — потому что постоянно растёт потребность в технически сильных участниках. 

Безопасно ли заниматься кросс-кантри

Участие в гонках кросс-кантри невероятно увлекательно, потому что вы стартуете одновременно с другими спортсменами, а совместный старт создаёт дополнительный азарт. Однако начало гонки может быть немного нервным и сопровождаться высоким риском падения из-за толпы велогонщиков. Здесь нужно быть максимально аккуратным.

Скачайте тренировочные программы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня!

Впрочем, в середине гонки, когда наиболее быстрые уйдут вперёд, а наименее мощные останутся позади, места на трассе станет больше, и вы сможете расслабиться.

Совет! Своё место в стартовых воротах определяйте исходя из уровня соперников. На своей первой гонке оставайтесь в конце или в середине толпы. Если вы не претендуете на высокие места в финишном протоколе, не становитесь в первых рядах.

Если вы всё же упадёте, у вас, скорее всего, будет гораздо меньше шансов серьёзно навредить себе, чем при езде по шоссе. Мало того, что технический характер местности и препятствий означает, что скорость на бездорожье, как правило, ниже, но и грунтовые и травяные трассы намного более щадящие, чем твёрдый асфальт.

Не стесняйтесь спешиваться, если какое-то препятствие вас пугает и вы не уверены в его успешном прохождении. Постепенно повышайте свой уровень на тренировках.

Кросс-кантри (горная велогонка): история, дисциплины, особенности велосипеда и соревнования
Падение Матье ван дер Пуэля на кросс-кантри во время Олимпиады в Токио. Фото: nltimes.nl

Гоночные дисциплины

Кросс-кантри охватывает самые разнообразные трассы: от грунтовых и гравийных дорог до извилистых одиночных троп в горах и в лесах. Равнина, спуски и подъёмы, грязь, камни и трава — в кросс-кантри можно испытать и навыки, и мощность, и скорость.

Сложность трасс и продолжительность гонки обычно зависят от вида программы кросс-кантрийных соревнований.

Олимпийский кросс-кантри

Самый распространённый тип гонок кросс-кантри в профессиональной среде — это олимпийская дисциплина, также известная как XCO. По сути, это размеченная трасса, по которой вы проходите определённое количество кругов. Протяжённость круга в соревнованиях профессиональных гонщиков составляет от 4 до 10 км, а продолжительность около 90 минут.

В XCO от велосипедиста требуется как техническое мастерство, так и развитая выносливость.

Марафонский кросс-кантри

Название дисциплины говорит само за себя: это самая продолжительная по времени и самая длинная по километражу гонка. Сокращённо марафон называют XCM. Из всех видов кросс-кантри ХСМ, пожалуй, самый спокойный, однако это не означает, что марафоны — это легко.

В отличие от олимпийской дисциплины, в марафоне трасса проложена в один круг от 60 до 120 км. Благодаря тому, что в ХСМ трассы немного проще, чем в других программах кросс-кантри, марафон — самая популярная в любительской среде дисциплина.

Гонка с выбыванием

XCE, элиминатор — всё это названия гонки с выбыванием, проводящейся в несколько раундов. Дистанция трассы элиминатора должна не превышать 1000 м, но вместе с тем включать искусственные и естественные препятствия для создания динамики.

По правилам, одновременно на старт выходят четыре спортсмена. По итогам заезда двое лучших переходят в следующий раунд, а двое других выбывают.

Гонка в гору

XCP или кросс-кантри по дистанции от одного пункта до другого — это гонка со стартом и финишем в двух разных точках. Старт даётся внизу подъёма, а финиш — на вершине горы. На трассе не будет препятствий, как на ХСО, однако неровностей дороги всё-таки стоит ожидать. И всё это вкупе с порой очень крутым уклоном.

Шорт-трек

XCC похож на XCO, но с тем отличием, что такая гонка имеет очень короткие круги (1-2 км) и общую дистанцию не более 15 км. На официальных соревнованиях дисциплина стоит в программе за день до основной гонки ХСО.

Этот формат очень удобен для зрителя, поскольку обычно все события на трассе можно увидеть с одной точки. Для гонщиков же такое скоростное состязание — настоящее испытание физических и технических возможностей. Риск падения здесь выше, чем в обычном ХСО.

Гонка на время

XCT — это единственный формат соревнований в кросс-кантри, где старт гонщиков индивидуальный, обычно с разрывом в 30 секунд. Соответственно, время каждого гонщика измеряется отдельно, и тот, кто проедет трассу быстрее всех, становится победителем.

Гонка на время не проводится сама по себе. Её традиционно включают в один из дней многодневных соревнований. Протяжённость дистанции ХСТ часто не превышает 25 км.

Командная эстафета

XCR — это соревнование, где каждый член команды проходит один круг олимпийской трассы, прежде чем в отведённом месте передать эстафету товарищу по команде. Интересно, что в одной гонке соревнуются представители разных возрастных категорий: юниоры, спортсмены до 23 лет, мужчины и женщины. Из-за этого стратегия порядка старта каждого гонщика играет важную роль.

Суточная гонка

24-часовая гонка — это гонка, в которой участники едут весь день и всю ночь в течение 24 часов подряд. Они могут остановиться в любое время, чтобы поесть, сделать перерыв или сменить снаряжение, но главная цель — проехать как можно больше кругов за эти сутки. Формат сугубо любительский и не входит в программы официальных мероприятий.

Велосипед и снаряжение для кросс-кантри

Для кросс-кантри используется горный велосипед с плоским рулём и широкими покрышками с протектором. Поскольку горный велоспорт — это целое семейство различных видов, то, разумеется, есть и разные типы велосипедов, но кросс-кантрийные велосипеды самые лёгкие из них. Весят они обычно от 7,5 кг до 12,5 кг.

Характеристики велосипеда для кросс-кантри

  • Амортизация

Маунтинбайки всегда оснащены амортизационной вилкой спереди (хардтейл), но некоторые модели имеют также подвеску сзади (двухподвесы). Как спереди, так и сзади у большинства велосипедов XC ход подвески примерно 100 мм, а максимальный ход обычно составляет 120 мм. 

  • Геометрия рамы

Посадка на кросс-кантрийной раме будет более вертикальной, чем на шоссейной, но всё-таки более аэродинамичной, нежели на велосипеде для даунхилла. Такое положение гонщика обеспечивает более ловкое управление, особенно при подъёме и спуске.

  • Колёса

Большинство горных велосипедов сегодня предлагаются с размерами колёс 27,5 дюймов (также известные как 650b) и 29 дюймов (называемые ещё найнерами). Эти широко используемые измерения относятся к диаметру обода и обычно указываются в паре с шириной покрышки в дюймах (например, 29 x 2,0, 27,5 x 2,4, 29 x 2,8).

27,5-дюймовые колёса имеют более быстрое ускорение и отличаются хорошей манёвренностью, а 29-дюймовые колёса более эффективны в длительных поездках и обеспечивают лучшее сцепление с дорогой. Кроме того, на больших колёсах легче и комфортнее преодолеть препятствия, однако вес такого колеса будет больше.

Выбор размера колеса сводится к личным предпочтениям. В зависимости от типа катания вы можете предпочесть плавность хода 29-дюймового колеса или лёгкость и манёвренность 27,5-дюймового колеса. Более высокие гонщики могут выбрать большие колёса, в то время как гонщики ростом ниже скорее обратят внимание на колёса меньшего размера.

Дополнительное снаряжение для кросс-кантри

  • Обувь — велотуфли со специальным шипом на двухболтовом соединении (SPD), благодаря которому велосипедист встёгивается в контактные МТБ-педали.

Подробнее: Как правильно выбрать велотуфли

  • Велошлем. Для кросс-кантри он отличается от шлемов в экстремальных видах горного велоспорта. Он не закрывает всё лицо, не защищает подбородок гонщика, но зато хорошо вентилируется и мало отличается от шоссейного шлема.

Подробнее: Как выбрать велошлем

  • Одежда в кросс-кантри не отличается от экипировки шоссейных велосипедистов: те же шорты с памперсом и обтягивающие джерси из лёгкой спортивной ткани.

Подробнее: Как выбрать велоэкипировку

  • Что касается запасных частей, рекомендуем иметь в подседельной либо нарамной сумке мультитул и велоаптечку, куда входят клей, запасная камера, заплатки и другие инструменты для повреждённой камеры. Во время гонки многие велосипедисты также возят с собой баллон с CO2 или мини-насос на случай, если получат небольшой прокол.

Хардтейл против двухподвеса: какой тип велосипеда выбрать

Для гонщиков, желающих купить подходящий кросс-кантрийный велосипед, есть два варианта: горный велосипед с передним амортизатором (хардтейл) или велосипед с полной подвеской, где амортизатор есть как спереди, так и сзади (двухподвес).

Хардтейлы легче и проще в обслуживании, потому что не нужно беспокоиться о сложном устройстве заднего амортизатора. Они также более доступны по цене, чем велосипед с полной подвеской той же спецификации.

Двухподвес более эффективен и удобен на неровной трассе по сравнению с хардтейлом. Правда, дополнительная подвеска увеличивает вес, и такому велосипеду требуется больше времени и денег, когда дело доходит до обслуживания.

То, что лучше всего подойдёт вам, будет в основном зависеть от того, где и на чём вы любите кататься, а также от вашего уровня горного байкера.

  • Если вам нравится кататься и участвовать в гонках по сложной местности и на техничных трассах, вам подойдёт велосипед с полной подвеской.
  • Если вам нравится более плавная, менее техничная езда с большим количеством подъёмов, то можно остановить свой выбор на хардтейле.
  • Бюджет, разумеется, тоже играет роль. Обычно гонщики с большими финансовыми возможностями выбирают двухподвесы, тогда как те, кто ищет более доступные варианты, покупают хардтейлы.

Стоит помнить, что на гонках первостепенное значение будет иметь ваша физическая форма и уровень навыков, поэтому не нужно зацикливаться на том, какой тип велосипеда использовать. К слову, лучшие кросс-кантрийщики одинаково эффективны на обоих типах маунтинбайка.

Известные спортсмены из кросс-кантри в России и в мире

Пожалуй, самой титулованной в России велосипедисткой кросс-кантри стоит назвать Ирину Калентьеву. Победительница Кубка мира, двукратная чемпионка мира, бронзовый призёр Олимпийских игр 2008 года и обладательница множества других наград. В 2019 году Ирина завершила спортивную карьеру в России, но продолжает выступать в Швейцарии за местную профессиональную команду.

Кросс-кантри (горная велогонка): история, дисциплины, особенности велосипеда и соревнования
Ирина Калентьева. Фото: mordovmedia.ru

Швейцария — это сердце гонок по пересечённой местности. В стране высочайший уровень мероприятий, множество команд и лучшие гонщики мира:

  • Нино Шуртер — олимпийский чемпион игр 2016, многократный победитель чемпионатов мира и Европы, трёхкратный победитель Кубка мира, серебряный и бронзовый призёр Олимпийских игр разных лет
  • Джоланда Нефф — олимпийская чемпионка 2020, двукратная победительница Кубка мира, трёхкратная чемпионка мира среди юниоров.

Возвращаясь к достижениям российских маунтинбайкеров, нельзя не упомянуть Юрия Трофимова, который завоевал титул чемпиона мира в группе U23 в Италии в 2005 году. На чемпионате мира 2002 года ему досталось серебро юниорской категории и бронза чемпионата Европы. В 2008 году Трофимов переключился на шоссейный велоспорт и не раз участвовал в Гранд Турах в роли грегари (шоссейный велогонщик, работающий на свою команду или её лидера).

В европейском кросс-кантри много имён, достойных упоминания: Ярослав Кулхави, Том Пидкок, Эви Ричардс, Жюльен Абсалон, Полин Ферран-Прево и другие.

Где искать гонки кросс-кантри 

В каждом регионе есть местные серии стартов, крупные либо небольшие соревнования, и, скорее всего, вы будете удивлены, обнаружив, насколько тесен гоночный график.

  • сохраняйте в закладки наш Календарь веломарафонов и велогонок России 2022. Календарь каждый месяц обновляется и пополняется гонками, расписание которых становится известно.
  • есть календарь на портале Velomania с отдельным блоком «Анонсы гонок ХС, ХСО, ХСМ».
  • возможно, в вашем регионе работает отдельный спортивный портал, объединяющий циклические виды спорта. Загляните туда: помимо беговых и лыжных соревнований, там может обнаружиться анонс кросс-кантрийных заездов.

Что нужно для участия в гонке по пересечённой местности

Сохраняйте этот набор для кросс-кантри гонки:

  • исправный горный велосипед
  • шлем
  • очки
  • обтягивающая велоодежда и удобная обувь
  • минимальный набор инструментов
  • медицинская справка
  • спортивная страховка
  • жидкость в велобутылке
  • деньги для оплаты слота.

Самое замечательное в кросс-кантри то, что это весьма доступная форма катания на горных велосипедах. В отличие от других соревновательных дисциплин, таких как даунхилл, эндуро, байкер-кросс, XC требует гораздо более низкого уровня технических навыков. Но это не значит, что это совсем просто.

Прежде чем отправиться на свою первую гонку, вы должны быть в состоянии уверенно ездить по бездорожью и чувствовать себя комфортно, преодолевая иногда неровную местность и синглтрек (узкие участки трассы). Так что перед любой кросс-кантри гонкой проверьте себя на тренировках по пересечённой местности.

Будем рады, если наш гид позволил вам разобраться в мире кросс-кантри, укрепил желание участвовать в соревнованиях и предупредил о возможных опасностях. Катайтесь, наслаждайтесь и развивайтесь!

Читайте далее: 10 правил езды на велосипеде в холодную погоду

Поделитесь с друзьями: