Далеко не все выпускники школы будут регулярно вычислять интегралы или рассчитывать период полураспада радиоактивных элементов. Зато элементарная зарядка, выученная на уроке физкультуры ещё в первом классе, поможет начинать утро бодро каждый день.
В этой статье мы рассмотрим, как школьники учатся бегать, узнаем, есть ли в учебной программе длинные дистанции, а также познакомимся с нормативами для разных классов.
Как устроен бег в школе
Несмотря на то, что дети готовы носиться по школе и до, и после уроков, для спортивных занятий в учебном плане отведено специальное время. Бегом и не только школьники занимаются на уроках физической культуры, которые проходят в среднем три раза в неделю.
В дополнение к обязательным еженедельным занятиям проводятся внеурочные соревнования и командные эстафеты. В начальных классах это могут быть соревнования внутри одной параллели, а в старшей школе – состязания на районном или даже городском уровне. От школы на таких соревнованиях выступают сборные команды наиболее способных учеников.
В начальной школе очень популярен формат семейной эстафеты «Папа, мама, я – спортивная семья». Такие весёлые соревнования устраиваются ради популяризации здорового образа жизни. А ещё они помогают осуществлять взаимосвязь по физическому воспитанию между школой и семьёй.
На базе школы может функционировать легкоатлетическая секция, куда приглашают заниматься школьников с 3-4 класса. Там ребята не только учатся бегать, но и под руководством тренера делают СБУ (специальные беговые упражнения) и занимаются в зале ОФП (общей физической подготовкой).
Многие известные спортсмены рассказывают, что их знакомство с лёгкой атлетикой случилось именно благодаря занятиям в таком школьном кружке.
С какого класса в школах занимаются лёгкой атлетикой
Согласно методическим рекомендациям, спортивные уроки в 1-4 классе включают в себя следующие направления:
- физкультурно-оздоровительная деятельность
- гимнастика с основами акробатики
- лёгкая атлетика
- лыжные гонки
- плавание
- подвижные и спортивные игры
В реальности занятия по плаванию проводятся далеко не везде – из-за отсутствия в школах бассейнов. А вот азы лёгкой атлетики дети начинают изучать уже с первого класса во всех учебных заведениях.
Эти занятия доступны и эффективны, они не требуют никакого дополнительного инвентаря. Беговые упражнения и короткие спринты выполняются прямо в школьном дворе или спортивном зале.
Спортивные дисциплины из плана уроков по физической культуре распределены по времени года. Чаще всего упражнениям и нормативам из лёгкой атлетики отводятся первая и четвёртая четверти. Во второй четверти дети занимаются гимнастикой и подвижными играми в зале, а зима традиционно посвящена лыжной подготовке.
Скачайте тренировочные программы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня!
В первую очередь это связано с погодными условиями. Если 60-метровые зачёты или челночный бег ещё можно проводить в спортивном зале, то для более длинных дистанций его площади недостаточно. А в сентябре и мае уже можно с комфортом заниматься на улице.
Как проходят школьные соревнования по бегу
Состязания по бегу между учениками одного класса или внутри параллели решают сразу несколько задач:
- популяризация лёгкой атлетики как вида спорта
- подведение итогов тренировочного процесса
- выявление лучших спортсменов
Самые подготовленные участники потом могут представлять сборную школы на более крупных соревнованиях.
Однако преподаватели физкультуры нередко сталкиваются с отсутствием у учащихся мотивации к участию в забегах. Те ученики, которые не считают себя способными спортсменами, даже не хотят пробовать свои силы. Либо среди участников соревнований есть явные фавориты, например, дети, занимающиеся в спортивных школах.
Чтобы вовлечь и заинтересовать всех школьников, преподавателям рекомендуется предлагать необычные форматы состязаний. Например, старты с гандикапом для разновозрастных учеников. Конечно, объединять в забеге первоклашек и выпускников не стоит даже с временной форой, но можно разделить учащихся на несколько групп: начальная школа (1-4 классы), средняя школа (5-9 классы) и старшая школа (10-11 классы).
Важно, чтобы школьные соревнования стали для детей приятным спортивным праздником, а не пугающим экзаменом. Девиз «Главное – не победа, а участие», авторство которого приписывают инициатору организации современных Олимпийских игр Пьеру де Кубертену, тут более чем актуален.
Школьные нормативы по бегу
Если на настоящих легкоатлетических соревнованиях мы привыкли видеть дистанции в 100 м, 400 м, 800 м, то в школьной программе их нет. Точнее, стометровая дистанция есть, но впервые она появляется лишь в программе седьмого класса.
Младшие школьники бегают спринты покороче: 30 или 60 метров. Показатели скоростной выносливости у них незначительны, и дети пока не могут правильно распределить силы. Обычно они стартуют изо всех сил, а к финишу уже еле идут пешком.
К 10-11 годам происходит качественное изменение двигательных функций. К этому возрасту ученики уже овладевают базовой техникой и становятся способны бежать равномерный кросс. В школьных нормативах средней школы появляются более длинные дистанции: бег на 1000 и 2000 метров.
У родителей и школьников отношение к нормативам неоднозначное. С одной стороны, способности к спорту у всех разные, и бывает обидно получать двойки за неумение быстро бегать. С другой стороны, оценки в теории должны быть мотиватором к дополнительным тренировкам, если что-то не получилось с первого раза.
Начальная школа
Согласно методическим рекомендациям 2021 года, в 1-4 классе дети знакомятся со следующими упражнениями из дисциплины «Лёгкая атлетика»:
- СБУ: бег с высоким подниманием бедра, ускорения, выпрыгивания, бег с изменением направления движения из разных положений, челночный бег, высокий старт с последующим ускорением
- Прыжковые упражнения: на одной или на двух ногах, на месте и с продвижением вперёд, в длину и в высоту, спрыгивания и запрыгивания на скамейку
- Броски: на дальность разными способами (используется большой мяч в 1 кг)
- Метание: на меткость и в цель на стене (используется маленький мячик)
Уже в 1-2 классе школьники знакомятся с теоретическими основами, изучают, чем отличается бег на скорость от бега на выносливость.
В следующие два года в программе появляются более сложные термины. Школьники узнают, как рассчитывается темп, чем он отличается от скорости бега. Вводятся понятия, связанные с соревнованиями и командной работой на эстафете.
Нормативы по бегу в 1 классе
В первый год обучения в школе дети уже знакомятся с лёгкой атлетикой. Уроки физкультуры носят не только обучающий характер, они также позволяют школьникам подвигаться, размяться, сбросить накопившуюся энергию.
Но всё же уроки есть уроки, поэтому без оценок никуда. В первом классе школьников ждёт выполнение следующих нормативов: 60 м, челночный бег, 1000 м. Необходимо отметить, что этот перечень довольно условный, так как каждая школа сама утверждает программу обучения. Поэтому в каких-то учебных заведениях вместо кросса на 1000 м может быть спринт на 200 м.
№ |
Нормативы |
Мальчики |
Девочки |
||||
«5» |
«4» |
«3» |
«5» |
«4» |
«3» |
||
1. |
Бег 30 м (сек) |
6,1 |
6,9 |
7,0 |
6,6 |
7,4 |
7,5 |
2. |
Челночный бег 3 х 10 м (сек) |
9,9 |
10,8 |
11,2 |
10,2 |
11,3 |
11,7 |
3. |
Кросс 1000 м (мин, сек) |
без учёта времени |
без учёта времени |
Нормативы по бегу во 2 классе
Во втором классе учащихся ждут примерно такие же нормативы, но челночный бег может быть уже с большим количеством повторов и на 9-метровом, а не на 10-метровом отрезке. В некоторых школьных программах и этот норматив остаётся прежним, а меняется только контрольное время для его прохождения.
№ |
Нормативы |
Мальчики |
Девочки |
||||
«5» |
«4» |
«3» |
«5» |
«4» |
«3» |
||
1. |
Бег 30 м (сек) |
5,4 |
7,0 |
7,1 |
5,6 |
7,2 |
7,3 |
2. |
Бег 200 м (сек) |
43,0 |
50,0 |
55,0 |
45,0 |
55,0 |
60,0 |
3. |
Челночный бег 3 х 10 м (сек) |
9,1 |
10,0 |
10,4 |
9,7 |
10,7 |
11,2 |
4. |
Челночный бег 4 х 9 м (сек) |
12,0 |
12,8 |
13,2 |
12,4 |
12,8 |
13,2 |
5. |
Кросс 1000 м (мин, сек) |
без учёта времени |
без учёта времени |
Нормативы по бегу в 3 классе
В третьем классе школьники продолжают уделять внимание тем же дисциплинам. Дети в этом возрасте должны уметь бежать непрерывно до 6-8 минут по слабопересечённой местности: обычно лёгкие кроссы проводятся осенью в оздоровительных целях.
Всё больше внимания уделяется работе в команде и технике безопасности. Школьники учатся передавать и принимать эстафету, усваивают правила любительских соревнований.
№ |
Нормативы |
Мальчики |
Девочки |
||||
«5» |
«4» |
«3» |
«5» |
«4» |
«3» |
||
1. |
Бег 30 м (сек) |
5,1 |
6,7 |
6,8 |
5,3 |
6,7 |
7,0 |
2. |
Бег 200 м (сек) |
40,0 |
47,0 |
55,0 |
43,0 |
50,0 |
60,0 |
3. |
Челночный бег 3 х 10 м (сек) |
8,8 |
9,9 |
10,2 |
9,3 |
10,3 |
10,8 |
4. |
Кросс 1000 м (мин, сек) |
без учёта времени |
без учёта времени |
Нормативы по бегу в 4 классе
К четвёртому классу выносливость школьников повышается, появляется умение распределить свои силы на более длинной дистанции. Поэтому 9-10-летние дети бегут кросс уже на время.
№ |
Нормативы |
Мальчики |
Девочки |
||||
«5» |
«4» |
«3» |
«5» |
«4» |
«3» |
||
1. |
Бег 30 м (сек) |
5,0 |
6,50 |
6,6 |
5,2 |
6,5 |
6,6 |
2. |
Бег 200 м (сек) |
40,0 |
47,0 |
55,0 |
43,0 |
50,0 |
60,0 |
3. |
Челночный бег 3 х 10 м (сек) |
8,6 |
9,5 |
9,9 |
9,1 |
10,0 |
10,4 |
4. |
Кросс 1000 м (мин, сек) |
5:50 |
6:00 |
6:50 |
6:10 |
6:30 |
6:50 |
Средняя школа
В 5-9 классах увеличиваются индивидуальные различия школьников: кому-то выполнение упражнений даётся легче, кому-то, наоборот, приходится долго тренироваться. В теории учитель физкультуры должен учитывать это и дифференцировать задания, чтобы не загубить с раннего возраста мотивацию к занятиям спортом.
Однако преподаватели часто вынуждены следовать единым методическим указаниям и не имеют возможности развивать индивидуальные особенности учеников.
Нормативы по бегу в 5 классе
Если в начальной школе уроки были посвящены в основном знакомству с различными беговыми упражнениями и правильной техникой их выполнения, то сейчас начинается уже обучение бегу.
Постепенно увеличивается количество времени непрерывного бега: в равномерном темпе школьники должны уметь бежать 10-12 минут. Короткие спринты сохраняются, но добавляется норматив на дистанции в 60 м.
№ |
Нормативы |
Мальчики |
Девочки |
||||
«5» |
«4» |
«3» |
«5» |
«4» |
«3» |
||
1. |
Бег 30 м (сек) |
5,3 |
5,8 |
6,2 |
5,8 |
6,2 |
6,6 |
2. |
Бег 60 м (сек) |
10,8 |
11.3 |
11.8 |
11,0 |
11,5 |
12,0 |
3. |
Бег 200 м (сек) |
38,0 |
41,0 |
44,0 |
42,0 |
45,0 |
48,0 |
4. |
Челночный бег 4 х 9 м (сек) |
10,5 |
10,8 |
11,0 |
11,0 |
11,3 |
11,6 |
5. |
Кросс 300 м (мин, сек) |
1:05 |
1:10 |
1:15 |
1:10 |
1:15 |
1:20 |
6. |
Кросс 500 м (мин, сек) |
2:00 |
2:05 |
2:10 |
2:10 |
2:15 |
2:25 |
7. |
Кросс 1000 м (мин, сек) |
4:40 |
4:55 |
5:10 |
5:25 |
5:40 |
6:00 |
8. |
Кросс 1500 м (мин, сек) |
8:50 |
9:30 |
10:00 |
9:00 |
9:40 |
10:30 |
9. |
Шестиминутный бег (м) |
1200 |
1150 |
1050 |
1050 |
1000 |
900 |
Нормативы по бегу в 6 классе
Примерный перечень нормативов остаётся таким же, как и в пятом классе, однако можно заметить, что больше внимания уделяется выносливости и более длинным дистанциям.
Год назад для того, чтобы получить «отлично», мальчикам нужно было пробежать полтора километра с темпом 5:53 мин/км. А в этом году эту же дистанцию нужно преодолеть значительно быстрее – в среднем темпе 5:00 мин/км.
№ |
Нормативы |
Мальчики |
Девочки |
||||
«5» |
«4» |
«3» |
«5» |
«4» |
«3» |
||
1. |
Бег 30 м (сек) |
5,1 |
5,3 |
5,8 |
5,4 |
5,8 |
6,2 |
2. |
Бег 60 м (сек) |
10,4 |
10,9 |
11.4 |
10,8 |
11,3 |
11,8 |
3. |
Бег 200 м (сек) |
37,0 |
40,0 |
43,0 |
41,0 |
44,0 |
47,0 |
4. |
Челночный бег 4 х 9 м (сек) |
10,2 |
10,8 |
11,2 |
10,8 |
11,2 |
11,6 |
5. |
Кросс 300 м (мин, сек) |
1:00 |
1:03 |
1:07 |
1:05 |
1:08 |
1:12 |
6. |
Кросс 500 м (мин, сек) |
1:55 |
2:00 |
2:05 |
2:05 |
2:10 |
2:20 |
7. |
Кросс 1000 м (мин, сек) |
4:28 |
4:40 |
4:52 |
5:11 |
5:25 |
5:40 |
8. |
Кросс 1500 м (мин, сек) |
7:30 |
7:50 |
8:10 |
8:00 |
8:20 |
8:40 |
9. |
Шестиминутный бег (м) |
1250 |
1200 |
1100 |
1050 |
1000 |
900 |
Нормативы по бегу в 7 классе
Начиная с этого класса, в примерный перечень нормативов добавляется классический стометровый спринт. Правда, бегут его дети не с низкого, а с высокого старта.
№ |
Нормативы |
Мальчики |
Девочки |
||||
«5» |
«4» |
«3» |
«5» |
«4» |
«3» |
||
1. |
Бег 30 м (сек) |
5,0 |
5,2 |
5,6 |
5,2 |
5,5 |
6,0 |
2. |
Бег 60 м (сек) |
9,8 |
10,3 |
10,8 |
10,8 |
11,3 |
11,8 |
3. |
Бег 100 м (сек) |
15,1 |
15,6 |
16,2 |
17,5 |
18,5 |
19,5 |
3. |
Бег 200 м (сек) |
36,0 |
39,0 |
42,0 |
40,0 |
43,0 |
46,0 |
4. |
Челночный бег 4 х 9 м (сек) |
9,8 |
10,2 |
10,6 |
10,7 |
11,0 |
11,5 |
5. |
Кросс 300 м (мин, сек) |
0:58 |
1:01 |
1:05 |
1:03 |
1:06 |
1:10 |
6. |
Кросс 500 м (мин, сек) |
1:50 |
1:55 |
2:00 |
2:00 |
2:05 |
2:15 |
7. |
Кросс 1000 м (мин, сек) |
4:16 |
4:30 |
4:45 |
4:58 |
5:10 |
5:25 |
8. |
Кросс 1500 м (мин, сек) |
7:00 |
7:30 |
8:00 |
7:30 |
8:00 |
8:30 |
9. |
Шестиминутный бег (м) |
1300 |
1250 |
1150 |
1100 |
1050 |
950 |
Нормативы по бегу в 8 классе
Начиная с этого класса, вместо полуторакилометровой дистанции в примерный перечень нормативов включается кросс на два километра.
№ |
Нормативы |
Мальчики |
Девочки |
||||
«5» |
«4» |
«3» |
«5» |
«4» |
«3» |
||
1. |
Бег 30 м (сек) |
4,6 |
4,9 |
5,3 |
5,2 |
5,6 |
6,0 |
2. |
Бег 60 м (сек) |
9,2 |
9,7 |
10,2 |
10,2 |
10,7 |
11,2 |
3. |
Бег 100 м (сек) |
15,1 |
15,6 |
16,2 |
17,5 |
18,5 |
19,5 |
3. |
Бег 200 м (сек) |
35,0 |
38,0 |
41,0 |
39,0 |
42,0 |
45,0 |
4. |
Челночный бег 4 х 9 м (сек) |
9,6 |
10,0 |
10,4 |
10,5 |
11,1 |
11,7 |
5. |
Кросс 300 м (мин, сек) |
0:54 |
0:58 |
1:02 |
1:00 |
1:04 |
1:07 |
6. |
Кросс 500 м (мин, сек) |
1:45 |
1:50 |
1:55 |
1:55 |
2:00 |
2:10 |
7. |
Кросс 1000 м (мин, сек) |
4:03 |
4:15 |
4:30 |
4:48 |
5:00 |
5:20 |
8. |
Кросс 2000 м (мин, сек.) |
10:00 |
10:40 |
11:40 |
11:40 |
12:40 |
13:15 |
9. |
Шестиминутный бег (м) |
1350 |
1300 |
1200 |
1150 |
1100 |
1000 |
Нормативы по бегу в 9 классе
К последнему классу средней школы учащиеся приходят уже достаточно подготовленными в физическом плане. Так, чтобы получить пятёрку, мальчикам нужно пробегать один километр уже быстрее четырёх минут.
№ |
Нормативы |
Мальчики |
Девочки |
||||
«5» |
«4» |
«3» |
«5» |
«4» |
«3» |
||
1. |
Бег 30 м (сек) |
4,4 |
4,7 |
5,0 |
5,0 |
5,3 |
5,6 |
2. |
Бег 60 м (сек) |
8,8 |
9,4 |
10,0 |
9,8 |
10,3 |
10,8 |
3. |
Бег 100 м (сек) |
14,5 |
15,0 |
15,5 |
16,8 |
17,8 |
18,2 |
3. |
Бег 200 м (сек) |
34,0 |
37,0 |
40,0 |
38,0 |
41,0 |
44,0 |
4. |
Челночный бег 4 х 9 м (сек) |
9,3 |
9,9 |
10,5 |
10,5 |
11,1 |
11,7 |
5. |
Кросс 300 м (мин, сек) |
0:52 |
0:56 |
1:00 |
0:58 |
1:01 |
1:05 |
6. |
Кросс 500 м (мин, сек) |
1:40 |
1:45 |
1:50 |
1:50 |
1:55 |
2:05 |
7. |
Кросс 1000 м (мин, сек) |
3:57 |
4:10 |
4:25 |
4:39 |
4:54 |
5:10 |
8. |
Кросс 2000 м (мин, сек) |
9,2 |
10:00 |
11:00 |
10:20 |
12:00 |
13:00 |
9. |
Шестиминутный бег (м) |
1400 |
1350 |
1250 |
1200 |
1050 |
1050 |
Старшая школа
В 10-11 классах продолжается работа по совершенствованию техники спринтерского и длительного бега. Усиливается акцент на дальнейшее развитие кондиционных (выносливости, скоростно-силовых, скоростных) и координационных способностей. По сравнению со средними классами, увеличивается длина спринтерских дистанций и время длительного бега.
Нормативы по бегу в 10 классе
Уже в начальной школе нормативы для мальчиков и девочек отличаются, но к 10му классу это становится всё заметнее. Дистанцию в один километр юноши-отличники должны пробегать с темпом 3:44 мин/км, а девушкам достаточно будет темпа 4:31 мин/км.
Максимальная дистанция в этом возрасте – 3 км. Этот норматив сдают только юноши, девушки же бегут 2 км.
№ |
Нормативы |
Юноши |
Девушки |
||||
«5» |
«4» |
«3» |
«5» |
«4» |
«3» |
||
1. |
Бег 60 м (сек) |
8,6 |
9,0 |
9,4 |
9,7 |
10,2 |
10,7 |
2. |
Бег 100 м (сек) |
14,2 |
14,7 |
15,2 |
16,5 |
17,0 |
18,0 |
3. |
Бег 200 м (сек) |
32,0 |
34,0 |
36,0 |
36,0 |
39,0 |
42,0 |
4. |
Бег 3000 м / 2000 м (мин, сек) 3000 м бегут юноши 2000 м бегут девушки |
13,4 |
14,4 |
15,4 |
10,3 |
11,3 |
12,3 |
5. |
Челночный бег 4 х 9 м (сек) |
9,2 |
9,8 |
10,4 |
10,4 |
11,0 |
11,6 |
6. |
Кросс 500 м (мин, сек) |
1:35 |
1:40 |
1:45 |
1:45 |
1:50 |
2:00 |
7. |
Кросс 1000 м (мин, сек) |
3:44 |
3:58 |
4:15 |
4:31 |
4:45 |
5:00 |
8. |
Шестиминутный бег (м) |
1450 |
1400 |
1300 |
1200 |
1150 |
1050 |
Нормативы по бегу в 11 классе
К выпускному классу школы нормативы, которые требуется сдать школьникам, становятся достаточно сложными. Родители некоторых учеников возмущаются таким положением дел, объясняя, что не всем быть спортсменами и что получать низкие оценки за неумение бегать спринт – как минимум, несправедливо.
Однако авторы большинства методических рекомендаций подчёркивают, что на уроках физкультуры подросткам специально даются сложные, но посильные задания. Нормативы должны стимулировать их не сдаваться, быть настойчивее и проявлять свои волевые качества. Это важно не только для занятий спортом, но и для будущих достижений в любой другой сфере жизни.
№ |
Нормативы |
Юноши |
Девушки |
||||
«5» |
«4» |
«3» |
«5» |
«4» |
«3» |
||
1. |
Бег 60 м (сек) |
8,4 |
8,8 |
9,2 |
9,7 |
10,0 |
10,5 |
2. |
Бег 100 м (сек) |
14,0 |
14,5 |
15,0 |
16,0 |
17,0 |
17,5 |
3. |
Бег 200 м (сек) |
30,0 |
32,0 |
35,0 |
36,0 |
38,0 |
41,0 |
4. |
Бег 3000 м / 2000 м (мин, сек) 3000 м бегут юноши 2000 м бегут девушки |
13,3 |
14,3 |
15,3 |
10,0 |
11,0 |
12,0 |
5. |
Челночный бег 4 х 9 м (сек) |
9,2 |
9,8 |
10,4 |
10,4 |
11,0 |
11,6 |
6. |
Кросс 500 м (мин, сек) |
1:30 |
1:35 |
1:45 |
1:45 |
1:50 |
2:00 |
7. |
Кросс 1000 м (мин, сек) |
3:36 |
3:50 |
4:00 |
4:23 |
4:30 |
4:40 |
8. |
Шестиминутный бег (м) |
1500 |
1450 |
1350 |
1250 |
1200 |
1100 |
Можно по-разному относиться к урокам физической культуры. Но, учитывая общий тренд на здоровый образ жизни, сидеть в раздевалке с поддельной справкой об освобождении от «физры», как минимум, уже не модно. Может, школьные занятия и не сделают из каждого ученика Усэйна Болта, но правильно делать СБУ и передавать эстафетную палочку, скорее всего, научат.
Читайте далее: Когда даже кроссовки по уставу: гид по бегу в армии