Доброго времени суток всем слушателям! С вами 23-й выпуск подкаста “Марафонец”. У микрофона я, Руст Гарифуллин. Если вы слушаете нас во время пробежки, то уверен, что наш сегодняшний гость вас точно мотивирует на отличный результат.
Итак, встречайте – победитель многочисленных ультрамарафонов и экстремальных забегов, легенда трейлраннинга России и мира. 11 мая он завоевал серебряную медаль на Transvulcania Ultramarathon 2019 и прямо сейчас входит в ТОП-3 рейтинга Skyrunner World Series – Дмитрий Митяев!
Подписаться в iTunes и SoundCloud
– Привет, Дмитрий!
– Всем привет, очень рад пообщаться.
– Во-первых, мы поздравляем тебя с серебром на Transvulcania! Давай расскажем пару слов о самом забеге. Уникальный природный вулканический ландшафт острова Ла Пальма архипелага Канарских островов (Испания). Во время гонки стоит жара около +35°C и выше. Высокие температуры способствуют выделению запахов хвойного леса на некоторых участках гонки, поэтому, пока бежишь, можно наслаждаться воздушным горным коктейлем с запахом хвои. Ингаляция в чистом виде! Ну и основное – это 74 км с набором высоты более 4350 м. Так ли это? Добавишь что-то об особенностях гонки?
– Да, Transvulcania – это одна из самых сложных гонок в мире трейлраннинга и одна из самых красивых. Это невероятный остров, невероятная природа, вулкан. Но этот остров отличается от других вулканических островов: практически наполовину чёрный, постоянный рельеф, особенно первую часть гонки.
Атмосфера на этом старте незабываемая: сотни болельщиков на трассе, весь остров просто живёт этим мероприятием. Очень крутая гонка! У нас по пальцам можно пересчитать те гонки, которые являются иконами вида спорта, и Transvulcania – это одна из них.
– Скажи, как у тебя проходит восстановление, в том числе после неприятного падения на 55 км. Всё ли зажило?
Да, упал я достаточно сильно на колено, что помешало мне бороться за первое место, но в дальнейшем готовиться к новым старта мне не помешало. Уже после гонки я чувствовал себя достаточно хорошо, бывало намного хуже.
Можно сказать, что после этой Transvulcania состояние было одним из самых идеальных, если сравнивать с другими гонками. Уже на пятый день после гонки я сделать первую интервальную тренировку. Первые два дня я отдыхал, потом два дня – лёгкие тренировки, и уже через неделю после финиша я сделал полноценную тренировочную неделю.
Скачайте тренировочные программы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня!
Скоро у меня следующая гонка, начался большой и сложный сезон, и сильно долго отдыхать нельзя, поэтому восстановление проходит довольно хорошо.
– Давай про этот сезон и поговорим. 1 июня – Мадейра (Ultra Skyrunning Madeira – прим.ред.). Вспомним прошлый год: до 40-го километра ты был лидером, в итоге 3-е место, которое позволило тебе на время возглавить рейтинг. Какие ожидания от гонки на этот раз?
– Мадейра – одно из любимых моих мест. Я очень люблю Францию и Альпы, а на втором месте, наверное, – Мадейра. Я всегда с удовольствием возвращаюсь на этот остров. Просто невероятные пейзажи, невероятная гонка. У меня главное – реализовать свою форму и насладиться атмосферой. В этом году не хочу загадывать. Как пойдёт, так пойдёт. Если я буду нормально себя чувствовать и ничто не помешает, я думаю, удастся побороться за ТОП-3.
– Звучит многообещающе! В своих интервью ты говоришь, что тебя окружает потрясающая красота, но у ведь у тебя концентрация максимальная! Как удаётся насладиться пейзажем, сохраняя пульс, темп и настрой на борьбу?
– Нужно просто любить свой вид спорта настолько, чтобы успевать всё это замечать, и ценить все его особенности. Главная ценность трейлраннинга – это то, что мы бегаем в самых красивых местах. У нас нет спортивной злости, все соперники относятся к тебе доброжелательно, и ты к ним так же относишься. Да, это тяжело, и победитель всего один, но мне как-то удаётся ещё смотреть по сторонам. Это меня мотивирует, и гонка проходит намного проще и лучше.
– Что касается тренировок, иногда они проходят по асфальту, или это всегда пересечённая местность?
Для меня асфальт как начался, так же быстро и закончился. У меня было всего два шоссейных марафона. В своё время была цель готовиться к марафону, ещё до трейла. И ещё тогда, когда был “тот” Московский марафон, с другими организаторами, 6 лет назад, тогда я за 2:26 сбегал марафон, и для меня асфальт на соревнованиях закончился.
99% тренировок в году я делаю по горам, либо на альтернативной беговой дорожке или тренажёре
На тренировках асфальт бывает, но крайне редко. 99% тренировок в году я делаю по горам, либо на альтернативной беговой дорожке или тренажёре. Очень редко я бегаю по ровному рельефу и тем более по асфальту.
– Какой километраж в среднем у тебя получается еженедельно?
Я не люблю считать в километрах, потому что все тренировки у меня с большим набором высоты. Минимальный недельный набор высоты у меня получается 5000 метров. Я считаю в часах. В часах у меня средний объём близок к 20, когда идёт нормальный тренировочный цикл. Когда больше стартов или подводка к гонке, то 14-16 часов.
Если переводить в интенсивность, сопоставимую с обычным кроссом, то я бы бегал где-то по 4 минуты на километр. Если я по ровному выхожу на тренировку, то редко бегаю медленнее 4 минут на километр. Если бы я бегал по ровному, то получилось бы больше 200 километров в неделю.
– Назови 3 любимых силовых упражнения при подготовке к трейлам.
– Силовая подготовка, я считаю, – это неотъемлемая часть, потому что все гонки проходят в горах. Чем больше будет уровень силовой выносливости, тем лучше. Из упражнений в зале – жим ногами на тренажёре, моё любимое упражнение. Второе – подъём бедра на тренажёре. И третье, что я часто люблю делать, – это выпрыгивания из полного приседа вверх без веса, либо с небольшим весом.
– Вопрос по экипировке. Каждая деталь, безусловно, важна, но можешь ли ты выделить 3 самых любимых предмета для гонки?
Да, всё верно, каждая деталь важна, но я считаю, что самое важное – это подобрать обувь. Если неправильно подобран протектор, или кроссовки маленькие, будет очень дискомфортно. И какая бы готовность ни была, эта мелочь может гонку испортить. Поэтому, в первую очередь, стоит обратить внимание на обувь, которая будет соответствовать рельефу гонки.
Если будет много камней и каменистых троп, протектор обязательно должен быть мягким, это важно. Если будет много грязи, колодка кроссовка должна быть не сильно широкая, потому что грязь будет сильно налипать. Если это гонка, где будет много воды, по ошибке часто берут обувь c GoreTex.
Второе, особенно на длинных гонках, – это рюкзак, в котором есть обязательное снаряжение и питание. Если рюкзак будет сидеть неудобно, будет болтаться, то возможны мозоли, и это просто будет отвлекать. Лишняя нагрузка на эмоциональный фон гарантирована.
Третье – это уже всё остальное. Самое главное – это обувь и рюкзак.
– Множество стартов позади, но есть самые запоминающиеся. Самая памятная гонка, расскажи о ней.
– Наверное, это всё-таки первая ультра, куда я уже возвращаюсь три раза подряд. Каждая гонка особенная. Для меня очень ценно 2-е место на Transvulcania, 3-е место на TDS (Traces des Ducs de Savoie – прим.ред) в прошлом году, где за 125 километров была борьба, и первые 3 места мы прибежали все в одной минуте.
Но всё-таки самая запоминающаяся и самая ценная для меня – это моя первая ультра в Альдезере во Франции. Большая часть гонки проходит на высотах больше 3000 метров. 70 км с набором высоты больше 5000 метров. Снег, лёд, высота – всё там было. Это была для меня серьезная эмоциональная проверка, насколько я могу терпеть и ко всему этому буду устойчив. Было тяжело, но именно тогда я влюбился в ультрагонки, потому что это другая динамика. Именно на ультрагонках я успеваю посмотреть по сторонам.
Мы ехали на первые старты и брали кредиты, не боясь это делать. Не было денег совсем, но было безграничное желание бежать, пробовать
В первый год я был третьим, на следующий – тоже третьим, а в прошлом году выиграл. В этом году, несмотря на то что гонка не входит в мировую серию, я всё равно, скорее всего, туда вернусь.
– Знаю, что вы с Екатериной (Екатерина Митяева, жена Дмитрия – прим.ред.) долго искали спонсоров, делали презентации. И вот adidas поверил в вас. Также ты связан с Red Bull, являешься амбассадором Electrolux и Suunto. А приходят ли сейчас предложения? Как ты к ним относишься?
– Да, в этом году мы ещё подписали контракт c Leki. Когда мы только начинали свой путь в трейлраннинге, мы искали спонсоров. Но всё это было только на уровне экипировки, а хотелось, чтобы было с финансовой поддержкой – хоть какая-то дорога на международные старты. И вот нашлись те люди, которые поверили в нас. Это был бренд adidas. И с того момента adidas стал для нас не просто спонсором, а нашей жизнью.
Были пару лет назад предложения более выгодные по контракту, но мы просто не смогли уйти, потому что привыкаешь к бренду, ему благодарен, вся твоя карьера формируется вместе с ними. И с этого года у нас контракт уже долгосрочный с немецким офисом Adidas. Это важно, чтобы спокойно готовиться, не задумываясь ни о чём.
Потом уже был Red Bull. Мы всегда восхищались этим брендом. Попасть в эту семью казалось нереальным, но всё удалось. Было много переговоров в течение года, тем более сейчас такая ситуация в российском спорте касательно допинга.
Предложения есть, но когда уже достаточно спонсоров, лучше работать с ними качественно, а если их будут десятки – будет страдать качество.
– Как Electrolux попал в список спонсоров?
– Нам безумно нравится вся техника, мы любим готовить. В ближайшем будущем у нас будут большие хорошие проекты с этим брендом.
– Год назад ты говорил, что скоро в России появится много сильных трейлраннеров. Можешь уже сейчас назвать кого-то, кто сможет поучаствовать в следующем сезоне, побороться в мировой серии? Что для этого нужно? Как найти спонсоров?
– В первую очередь, что нужно спонсорам, – это результаты. Если ты хочешь, чтобы бренд в тебя вкладывался, надо задать вопрос – а что дашь ему ты? Результат необходим на достаточно серьезных стартах. Для этого нужно уметь рисковать.
У нас были моменты, когда мы ехали на первые старты и брали кредиты, не боясь это делать. Это нормально. Не было денег совсем, но было безграничное желание бежать, пробовать. Многие боятся, замыкаются в себе. Потенциал есть, есть результат, но люди боятся выезжать или выезжают один раз и пробегают плохо, не делают анализ и корректировку. Они продолжают бегать какие-то свои старты, которые неинтересны спонсорам, потому что спонсорам нужен глобальный охват.
В трейлраннинге сейчас появляется много команд, у брендов делается на это акцент. В эту команду попасть реально, но нужно показать себя и прыгнуть выше головы. Человек изначально должен любить бренд. И, конечно, социальные сети. Мы живём в такое время, что если не вести их правильно, красиво и интересно, то это будет неинтересно хорошему спонсору. Многие просто думают, что спонсоры к ним придут.
– А по именам – кого-то мы ждём в мировой серии?
– Не обязательно бежать хорошо мировую серию, можно выступать хорошо на каких-то отдельных гонках. Например, выше свой головы уже прыгнул Лёша Толстенко – он в прошлом году сильно подтянулся. В этом году в Японии гонка, одна из самых топовых, вокруг горы Фудзи, вот он там стал четвертым и имеет третий в России performance-индекс. Я – первый, Женя Марков – второй, он стал третьим, хотя ещё год-два назад в десятку не входил. У него большие шансы, но опять же мешает постоянная работа.
У нас нет спортивной злости, все соперники относятся к тебе доброжелательно
Много ребят приходят из горного бега, хорошо бегают старты, но нужно не распыляться, рассказывать о себе в социальных сетях.
– Сегодня количество беговых дисциплин велико и продолжает расти, но ты выбрал именно скайраннинг. Скажи, как ты к этому пришёл?
– Случилось это, когда у нас только появился скайраннинг. Был такой момент, когда я пробежал свой первый шоссейный марафон, Катя ещё готовилась к международному шоссейному марафону. Я сам по себе тяжелый, мне тяжело много бегать по асфальту, достаточно много получал травм. Я узнал о таком старте, как горный марафон “Конжак”. Тогда это был этап кубка России по скайраннингу, там были неплохие призовые. У меня была цель – остаться в спорте. Нужно было как-то жить и искать старты с призовыми.
Тогда за неделю до старта Катя бежала в Китае, а я готовился к “Конжаку”. Я пробежал неплохо, вторым. Так сложилось, что Катя приехала меня поддержать и тоже пробежала. Тогда Евгений Колчанов предложил приехать ещё на один этап Кубка России, попробовать. Потом был «Сахарный марафон» в Сочи в сентябре, лет 5 назад. Там была технически очень сложная гонка, но удалось выиграть. После чего появились амбиции, желание – и через год был первый международный старт. Всё завертелось и затянуло.
– Что будешь делать, когда закончишь со спортом высших достижений?
Мне всего 27 лет, поэтому лет 20 я ещё, надеюсь, побегаю. У нас очень много 40+ атлетов. Но у нас и сейчас, несмотря на свою профессиональную карьеру, есть свой проект, своя беговая школа. Больше 100 человек мы вдвоём тренируем. Этот проект занимает очень много времени. Достаточно много идей, которые я бы и сейчас хотел реализовать. Думаю, я найду чем заниматься.
– Традиционный и мой любимый вопрос. Видим в твоих сториз, что наушники – твой постоянный спутник на тренировках. Что слушаешь?
– Я человек настроения. В моём плейлисте очень много всего, можно сказать, каша из разных сборников в телефоне, я включаю по настроению. Больше предпочитаю рэп, но когда как.
– То есть музыка, не аудиокниги, не подкасты?
– Бывают иногда подкасты, но чаще всего это музыка. Я стараюсь отключиться, расслабиться и бежать.
– Во время гонки слушаешь?
– Да, но в последнее время только процентов сорок дистанции. Раньше мог всю гонку бежать с наушниками.
– Много переездов, перелётов… есть ли в твоем багаже место для книги, или коротаешь время иначе?
– Раньше читал очень много, сейчас всё свободное время занято работой.
– Ты многого достиг, но продолжаешь развиваться. Что мотивирует выходить на каждый новый старт?
– Я без этого не представляю свою жизнь. Это те эмоции, которые я не получу ни от чего другого. Это такой наркотик, на который подсаживаешься и уже тяжело соскочить. Тренировки, старты делают жизнь насыщеннее и интереснее.
5 советов по подготовке к ультрамарафону от Дмитрия Митяева
1. Не гнаться за количеством. Во всём должно присутствовать качество. В первую очередь нужно устранить свой мышечный дисбаланс, чтобы не было травм. Километраж не должен быть приоритетом.
2. Всегда уделять должное внимание восстановлению. Количество тренировок должно быть подобрано так, чтобы не страдал образ жизни.
3. В тренировочном плане должны присутствовать не только длительные тренировки, но и быстрые.
4. Уделять внимание силовым тренировкам.
5. Делать максимально разнообразной свою тренировочную систему.
– Традиционный суперспринт из 5 вопросов. Что важнее – поесть или выспаться?
– Выспаться.
– Бежать по пульсу или, если видишь спину соперника, догонять любой ценой?
– Только по пульсу.
– Что может быть лучше гор?
– Горы.
– Если не бег, то что?
– Велосипед.
– Оказавшись в лесу на тренировке перед Олегом Митяевым (певец – прим.ред.), что ты ему скажешь?
– Ну и встретились!
– Спасибо большое, Дмитрий! Желаю тебе отличных стартов, лёгких ног, и, конечно же, без победы не возвращайся!
– Спасибо за интересные вопросы, всегда рад!
Подписывайтесь на подкаст в SoundCloud и iTunes. А также оформите подписку на журнал на www.marathonec.ru.