Главная Без рубрики Чем отличается обувь для бега от обычной

    Чем отличается обувь для бега от обычной

    4462

    Как отличить в магазине пару беговой обуви от кроссовок в спортивном стиле, как увереннее чувствовать себя среди ассортимента беговых кроссовок и без труда принять решение при покупке новой пары, вы узнаете из этой статьи.

    Чем отличается обувь для бега от обычной

    Функции беговых кроссовок

    Назначение беговой обуви – защитить бегуна от травм. Эту защиту решают две функции кроссовок для бега: они фиксируют стопу сверху и амортизируют удар, идущий от земли.

    Первую функцию выполняет верх обуви, вторую – подошва.

    И верх, и подошва есть у любой обувь, вот только качественные беговые кроссовки от небеговых отличает особенности строения этих составляющих.

    Верх бегового кроссовка – фиксация  

    • Носок – вся часть до начала шнуровки. Материал – сетчатая или плотная ткань, кожа, кожзам, особое плетение, пропитка – зависит от назначения обуви: шоссейный или стадионный бег, трейловые забеги или зимний бег. На трейловых беговых моделях на носу есть защита (Toe Protector) от неровностей рельефа. Плюс передний отдел трейловой обуви слегка просторнее.
    • Для верха кроссовок – преимущественно трейловых – используются технологии защиты от воды и ветра. Популярна мембрана Gore-Tex, которую можно распознать по буквам GTX. Мембрана не промокает и не продувается, но обладает неплохой дышащей способностью.

    Некоторые производители создали собственные технологии – комбинацию особого типа плетения и пропитки. У Adidas это влагоотталкивающий материал Primeknit, у Nike – технология сохранения тепла и защиты от брызг Shield. ASICS для защиты от холода и влаги придумал технологию PlasmaGuard.

    • Далее идут шнурки и язычок. Язычок помогает надевать кроссовок, снижает давление шнурков, защищает от попадания грязи. Всё чаще для беговых моделей делают конструкцию монолитного язычка и остальной части верха – похоже на носок. Такая конструкция облегчает вес кроссовка. В ней нет язычка, который может сбиться в сторону. А плотная «носочная» посадка надежнее защищает от попадания грязи.
    • Шнурки на беговых моделях часто расположены асимметрично, они немного смещены внутрь. У трейловых моделей встречается шнуровка быстрого типа, например, QuickLace от Salomon: такие шнурки можно быстро затянуть, и они не развяжутся.
    • «Шнурочным гаражом» (lace garage) называется пространство над язычком, куда можно спрятать узел из шнурков. Над «гаражом» и язычком по бокам часто есть по дополнительному ушку под шнурки. С помощью этих двух отверстий можно использовать дополнительные методы шнуровки для фиксации стопы.
    • Вся задняя часть кроссовка называется пяточной четвертью. Там есть часть, поддерживающая ахилл, вкладка-подушка (часть над пяткой) и воротник ахилла (охватывает лодыжку).
    • Стелька, которая формально тоже относится к верху, изготовляется из пены. Она добавляет амортизирующий слой. В беговых кроссовках стельку делают съёмной, потому что бегуны часто заменяют её ортопедической или сделанной под свою стопу.

    Подошва бегового кроссовка – амортизация

    Подошва беговых кроссовок принимает на себя удар ноги об землю, подстраиваясь под особенности строения стопы и защищая от усугубления возможных проблем. Подошва состоит из двух частей, их делают отдельно и склеивают. Это внутренняя часть – всё, что внутри. Внешняя часть – то, что касается земли.

    Подпишитесь на "Марафонец" в Telegram. Анонсы статей и полезные подборки каждую неделю.

    • Внутренняя часть определяет степень мягкости или жёсткости кроссовка, от неё, как и от фиксирующего верха, зависит степень устойчивости обуви. Этой частью кроссовка контролируется положение стопы, что важно для людей с особенностями пронации.

    Пену (или гель) делают из полиуретана или этиленвинилацетата (аббревиатура EVA). Nike, Adidas, New Balance делают собственные разработки пены или гелей для подошв. Это широко известные названия Zoom, Boost, Fresh Foam.

    Чем отличается обувь для бега от обычной
    Конструкция подошвы беговых кроссовок adidas. Источник: сomplex.com
    • Внешняя часть – это протектор разной степени жёсткости, строения, сложности или шипы. Отличается в зависимости от применения обуви. У трейловых кроссовок мощный «зубастый» протектор, чтобы подошва цеплялась за землю, не скользила в грязи и на камнях, чтобы эти самые грязь и камни в протекторе не застревали. Шипованные подошвы (не считая бутсов футболистов) делают моделям для бега по снегу.
    • В качестве материала для подошвы часто применяется резина. Но исследования силы удара стопы и желание сделать универсальную обувь привели производителей к использованию углеродного или выдувного каучука – этот материал прочнее.
    • На кроссовках для гиперпронированной стопы (заваливание внутрь) делают боковое ребро жёсткости на внутренней части обуви ближе к пятке. Оно контролирует устойчивость стопы и не встречается в мягкой беговой обуви или обуви для нормальной пронации.
    Чем отличается обувь для бега от обычной
    Подошва беговых кроссовок
    • Важную роль выполняет подошвенный каркас под сводом стопы – его можно увидеть, если перевернуть кроссовок. Это вспомогательная конструкция. Каркас придаёт кроссовку жёсткость, контролирует, что подошва будет гнуться в носочной части и не будет слишком сильно перекручиваться. Её отсутствие может оказаться минусом для бегового кроссовка, слишком гибкая подошва – это плохо для неподготовленной стопы.
    • Внешняя часть подошвы. У обуви для шоссейного бега по асфальту протектор минималистичен, его практически нет. Здесь тоже важно, чтобы нога не проскальзывала по земле, но важнее избежать зацепки за неё, торможения, и максимально уменьшить вес. Для этого же в подошвах кроссовок соревновательного типа ещё делают дополнительные отверстия.

    Подошва беговой обуви – это не только амортизация; выбор той или иной модели кроссовок будет зависеть от особенностей техники бега и строения стопы. Подобрать кроссовки с правильной подошвой – значит избежать травм или отклонений в пронации.  

    Перепад высоты подошвы, или дроп

    Пятка в беговом кроссовке всегда выше носка. Разница между толщиной подошвы кроссовка в носовой и пяточной частях называется дроп (heel drop, offset). Перепад прописывается в описании технических свойств кроссовка. Обычно пишут так: drop — 12 mm либо так 22 mm/10 mm (drop — 12mm). Толщина подошвы в пятке в самом толстом месте 22 мм, а носка — 10 мм в самом тонком. Получается дроп – 12 мм.

    Чем отличается обувь для бега от обычной
    Перепад высот, или дроп

    Дроп учитывается при определении назначения кроссовок и их амортизирующих свойств. От дропа зависит, как именно стопа приземляется. Он подбирается под строение стопы, под наличие гиперпронации (заваливание стопы внутрь) или гипопронации (заваливание стопы вовне). Он же влияет и на скорость бегуна.

    При большом дропе стопа будет стремиться приземлиться на пятку. Как правило, чем больше дроп, тем мягче подошва. Такой перепад чаще встречается у кроссовок для безопасного тренировочного бега.

    При меньшем перепаде высот подошвы стопа будет приземляться на среднюю или переднюю часть. Подошва при маленьком дропе обычно тонкая, про такие кроссовки говорят, что они «жёсткие». Маленький дроп бывает у соревновательных моделей – «марафонок» и «полумарафонок».

    Но небольшой дроп вовсе не означает плохую амортизацию. Некоторые производители при минимальном дропе делают кроссовкам высокую подошву, которая отлично гасит удар – такие примеры моделей есть у Hoka One One.

    Резюме

    Понимая свои беговые цели, особенности рельефа предстоящего забега и зная свои физические особенности, бегун подбирает под себя кроссовки с учётом всех перечисленных характеристик.

    Беговые модели кроссовок отличаются по десятку показателей – по обхвату стопы, фиксации, вентиляции и защите от грязи, ветра, дождя, шнуровке, строению носочной части; амортизации, высоты и дропа, сцеплению, пронации; жёсткости и весу. Комбинация этих показателей определяет отличия кроссовок для бега и кроссовок для ходьбы.

    Но если утрировать, то отличия беговых кроссовок от небеговых можно свести к двум моментам: амортизация и фиксация.