Главная Триатлон Как выбрать первый старт в триатлоне

Как выбрать первый старт в триатлоне

17755

В данной статье мы коснемся “подводных камней”, с которыми нужно считаться при выборе гонки “железного” или “полужелезного” формата для успешного старта, разберёмся, как не ошибиться с выбором и запланировать должную подготовку к первому триатлону.

Как выбрать первый старт в триатлоне? Этот вопрос рано или поздно возникает у всех, кто решил всерьёз заняться подготовкой к триатлону. Сложность вопроса заключается в том, что задают его преимущественно новички – те, кто недавно пришёл в триатлон, кому ещё не довелось участвовать ни в одной гонке, а значит, специфика вида им ещё не знакома.

Основной промах, который может допустить вновь прибывший в наши ряды триатлет на этапе планирования своего дебюта – отождествление значений “быстрые” и “лёгкие” трассы в триатлоне. Для многих спортсменов эти понятия остаются размыты. Итак, в чём же разница? Нужно понимать, что во многом простота и лёгкость триатлона определяется профилем велосипедного участка. Так как велогонка занимает практически половину времени в Ironman или Ironman 70.3, то от успешного велоэтапа во многом зависит и итоговый результат.

Как часто вы можете услышать от триатлетов: “Плавание – хорошо, вело отработал неплохо, а бег не зашел. С первых километров пошёл пешком”. Тут нужно понимать, что в большинстве случаев бег вовсе не является самым слабым видом, как это может показаться на первый взгляд. Зачастую в подобных ситуациях определяющую роль играет именно этап велосипедный. Многие спортсмены по неопытности или по стечению обстоятельств отдают все силы на велоэтапе, порой сами того не замечая, после чего организму оказывается просто недостаточно сил для успешного завершения гонки планируемым бегом.

Как показывает опыт, такое происходит по причине совокупности двух обстоятельств: нерационального выбора гонки и недостаточной подготовки к гоночным условиям. Многие новички при выборе трассы руководствуются временем прохождения дистанции, ориентируясь на время, которое показали лидеры или победители своей возрастной категории. Узнали себя? Нет – молодцы. А если да, то читайте внимательно.

Суждение о том, что если лидеры выходят на старте из 8-ми часов, то трасса гонки “легкая”, ошибочно! Приведу яркий пример. Самая быстрая трасса на данный момент – это саксонская “Кона” Challenge Roth. Именно там в прошлом году Ян Фродено установил мировой рекорд на дистанции формата Ironman (3.8 км плавания, 180 велосипед, 42 км бег) – 7 часов 35 минут 39 секунд. Действительно, быстро! Поскольку я тоже участвовал в прошлогоднем старте в Рот, часто слышу вопросы от триатлетов о регистрации, о логистике на этой гонке, о том, где выбрать жильё и т.п. Из разговоров я понимаю, что многие считают эту гонку очень лёгкой и удачной для дебюта на “железке”.

Ян Фродено

Каково же удивление спортсменов, когда я рассказываю им, что набор высоты за велоэтап составляет 1200 м, на трассе присутствую 6 подъемов различной сложности и участок протяженностью 8 км против встречного лобового ветра. Всё это делает трассу быстрой только для очень подготовленных спортсменов, точнее сказать, для тех, кто достаточно “универсальный” велогонщик. Если вы хорошо едете горы, то прямые участки с сильным лобовым ветром, скорее всего, вас притормозят. Если же, наоборот, вы любите долгую силовую работу “по прямой”, то холмики и подъемы вымотают вас ещё до бегового этапа. Самой лёгкой трассой в Европе на полном Ironman я считаю Ironman Barcelona. Сравните велосипедные профили Рота и Барселоны.

Профиль велосипедного участка Ironman Barcelona
Профиль велосипедного участка Ironman Barcelona
Профиль велосипедного участка Ironman Roth
Профиль велосипедного участка Ironman Roth

Но если говорить о времени финиша, в прошлом году в Барселоне лидер впервые за все годы проведения гонки, вышел из 8-ми часов, и то, как бы странно это ни показалось, после добавления на трассе велоэтапа небольшой “горочки”.

Основной отличительной чертой именно “быстрых” трасс для новичков является наличие подъёмов средней сложности с протяжёнными, практически прямыми спусками. Это когда вы поднимаетесь 3 км со средней скоростью 20-25 км/ч, а после едете 15 км со скоростью 55-60 км/ч. Путем нехитрых математических вычислений получаем, что средняя скорость на отрезке в 18 км по такой трассе будет порядка 45 км/ч – это, как правило, выше, чем за те же 18 км по “плоскачу”, особенно – если нужно бороться с ветром. Подготовка к “плоским” и “быстрым” трассам тоже различна. Для “плоских” трасс необходимо тренировать навык равномерной езды с определённым усилием на протяжении длительного времени.

Для “быстрых” трасс вам понадобятся навыки “рваной” езды. Т.е. вы должны быть готовы к постоянным изменениям темпа, взлётам пульса и его падению, к скоростной, силовой и интервальной работе. Именно поэтому “быстрые” трассы лучше выбирать, когда вы уже имеете за плечами достаточный опыт, уже успели “заложить базу” и готовы к интенсивной подготовке. Конечно же, не всё упирается в велоэтап и есть много других моментов, на которые стоит обратить внимание при выборе старта: это и климат (температура, влажность воздуха, погода), и высота, и рельеф бегового этапа, а также наличие на нем “затенённых” участков, и место проведения плавания. Но какую бы гонку вы ни выбрали, главное – выстроить правильный план тренировок.

Статья по теме: Первый триатлон: 11 правил успешного старта

Скачайте тренировочные программы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня!

Поделитесь с друзьями: