Главная Бег Как не пробежать лишнее расстояние на забеге

Как не пробежать лишнее расстояние на забеге

6980

Пробежать незапланированные километры на тренировке может быть физически сложно, но в глубине души всё равно приятно. Чувствуешь удовлетворение от того, что способен преодолеть километраж больше запланированного. Но на соревнованиях каждый лишний метр – это дополнительные секунды, которые повлияют на финишное время.

Казалось бы, откуда взяться лишним метрам, если все участники бегут по одной и той же трассе. И всё же треки спортсменов иногда показывают, что пройденное расстояние было неодинаковым. Дело даже не в том, что кто-то жульничал и срезал дистанцию, – а, скорее, в неэффективном передвижении по трассе. Причём актуально это не только для трейлраннинга, но и для бега на стадионе.

В статье подробно расскажем, как этого избежать, если вы бежите на стадионе, на шоссе или принимаете участие в трейловом забеге.

Как избежать лишних метров на стадионе и в манеже

На первый взгляд кажется, что когда вы бегаете по кругу, шансы свернуть с маршрута стремятся к нулю. Конечно, это верно, и никто не предполагает, что атлеты на таких стартах могут заблудиться или убежать в неправильном направлении. Но на средних и тем более коротких дистанциях каждый лишний метр может быть критичным.

Протяжённость дорожек на легкоатлетическом стадионе не одинакова, поэтому все атлеты стараются занять место поближе к внутреннему радиусу. Если длина первой дорожки составляет 400 м, то протяжённость второй при стандартных параметрах стадиона будет уже целых 407 м.

Как не пробежать лишнее расстояние на забеге
Бег друг за другом по первой дорожке позволяет экономить метры. Фото: newportlive.co.uk

Такая разница критична для финишного результата. На забегах до 400 м каждый атлет должен передвигаться от старта до финиша строго по своей дорожке. Но на дистанциях большей протяжённости правила иные.

Сразу после старта любой спортсмен вправе переместиться на первую дорожку и продолжать движение по ней. Чтобы не намотать лишние метры, нужно воспользоваться этой возможностью как можно скорее после стартового выстрела и занять выгодную позицию.

Пригодится: 14 правил бега на стадионе

Как избежать лишних метров на шоссейном забеге

На шоссейном забеге шансы свернуть в неправильном направлении уже возрастают. Особенно это касается длинных дистанций, которые проходят по городским улицам в один круг. Разберём несколько ключевых моментов.

Не возлагайте всю ответственность на волонтёров

Мы часто упоминаем, что волонтёры – это именно те люди, которые всегда готовы прийти на помощь во время соревнований. Но человеческий фактор никто не отменял, и, к сожалению, бывают случаи, когда лидеры поворачивают не туда из-за ошибки волонтёров.

Как ни парадоксально, на крупных стартах такое случается даже чаще, чем на региональных забегах. Это может быть связано с тем, что организационной работы много, поэтому в волонтёры набирают всех желающих: от школьников до пенсионеров.

Наиболее часто ошибки происходят там, где разделяются потоки нескольких дистанций. Неумелый волонтёр может направлять всех на финиш, не зная, что для марафонцев прошла только половина дистанции, и они уходят на второй круг.

Скачайте тренировочные программы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня!

Чтобы не сбиться с пути, заранее изучите схему трассы и надейтесь в первую очередь на себя.

Помните о пунктах питания

Информация о расположении пунктов питания всегда известна заранее. Но когда на марафоне спортсмены бегут плотной толпой, пробиться с противоположного края широкой дороги до столика с питанием и водой может быть непросто. Поэтому если вы планируете пит-стоп, начинать перемещение к краю дороги стоит заранее.

Но самое главное – помните о том, что пить и есть всё-таки нужно. Чтобы не получилось пробежать мимо столика и только потом осознать, как было бы неплохо прихватить стакан воды.

Двигайтесь по внутреннему радиусу

Смысл этой рекомендации такой же, как и для соревнований на стадионе. Однако на шоссе, занимая неэффективную позицию, можно накрутить намного больше лишних метров.

В отличие от стадиона, шоссейная трасса может иметь повороты и вправо, и влево. Поэтому во время движения придётся постоянно менять положение на дороге, смещаясь, соответственно, то к правому, то к левому бордюру.

Повороты при этом важно проходить по минимальному радиусу. Если трасса поворачивает под углом 90 градусов, не нужно оббегать по самому краю трассы: намного эффективнее срезать угол, двигаясь по кратчайшему пути.

Как не сбиться с маршрута на трейловом забеге

Переходим к самому интересному. На стадионе нерациональная тактика может прибавить максимум пару метров к дистанции. На шоссейном старте счёт идёт уже на десятки, а то и сотни метров. А вот трейлраннер, сбившийся с маршрута, запросто может приплюсовать к своей дистанции сразу несколько километров.

Чтобы этого не произошло, обращаем внимание на три важных момента.

1. Скачать трек дистанции

Трек дистанции – это визуальная информация о маршруте, протяжённости и перепаде высот. На крупных забегах наличие скачанного трека дистанции часто является обязательным условием участия, так как это необходимо для обеспечения безопасности.

  • трек должен быть в наличии. Файл GPХ необходимо заранее закачать себе в спортивные часы.

  • трек должен быть свежим. Иногда организаторы ближе к старту меняют маршрут из-за погодных условий или ещё каких-либо причин. Важно удостовериться, что в часах у вас актуальная версия трека.

  • треком нужно уметь пользоваться. Иначе грош цена всем предыдущим действиям, если вы не сможете включить в часах навигацию и ориентироваться по маршруту. Лучше потренироваться делать это заранее, ещё во время тренировок.
Как не пробежать лишнее расстояние на забеге
Там, где есть риск сбиться с маршрута, организаторы всегда размечают трассу флажками или лентами. Фото: Александр Романенко для Hoka Wild Trail

2. Внимательно слушать информацию на брифинге

Брифинг перед трейловым забегом может быть в день накануне старта или прямо за полчаса до соревнований. В это время представитель организаторов объясняет участникам, что их ждёт на трассе. Помимо информации о покрытии и пунктах питания, он также расскажет о нюансах на самом маршруте.

Из-за внешних условий трассу могли изменить: например, сократить дистанцию при плохой погоде и угрозе снегопада в горах. А разметка при этом уже нанесена. Чтобы не запутаться, важно внимательно слушать организаторов.

Кроме того, на брифинге могут отдельно выделить какие-то сложные моменты, связанные с резкими поворотами или уходом на узкую тропинку. Потому что в пылу азарта их можно не заметить даже при наличии разметки и убежать в неправильном направлении.

3. Думать своей головой

На трейле часто бывают ситуации, когда сначала разметку теряет лидер, а потом за ним убегают не туда ещё несколько человек. Потому что в попытке угнаться за сильным соперником мы перестаем сами следить за правильностью маршрута и теряем концентрацию. Кроме того, срабатывает подсознательное ощущение, что такой опытный спортсмен впереди точно знает, куда бежать.

Как не пробежать лишнее расстояние на забеге
фото: Сергей Стародубец для Spas-Kamenka Alpindustria Trail

На самом деле ошибиться может кто угодно, даже самый быстрый и опытный чемпион. Поэтому важно не терять свою голову на плечах и внимательно следить за разметкой в любой ситуации. А в сомнительных случаях ориентироваться не на поведение других спортсменов, а на скачанный трек в часах.

На трейловых забегах опасность сбиться с маршрута и намотать лишние километры более вероятна, но и дистанции там большие – всегда есть шанс отыграть даже достаточно серьёзные потери времени. На шоссе и тем более на стадионе вероятность заблудиться стремится к нулю, но зато и счёт идёт на секунды. Поэтому на первое место выходит эффективное перемещение по дистанции и прохождение поворотов по кратчайшему радиусу.

Если вы всё-таки боитесь сбиться с пути и потеряться на трейловом забеге, попробуйте заранее прокачать свои навыки ориентирования на пересечённой местности и примите участие в рогейне. В этой статье мы рассказали, что такое рогейн, чем он интересен и почему бегунам стоит его попробовать.

Поделитесь с друзьями: