Главная Бег История создания ASICS: от мечты до международной компании

История создания ASICS: от мечты до международной компании

5221

История ASICS — это одна идея, десятки моделей кроссовок и более 70 лет инновационных решений, которые перевернули мир спорта. И всё благодаря японцу, который старательно искал рецепт идеальной спортивной обуви.

Как из небольшого предприятия, производящего кроссовки для школьников, ASICS стал одним из наиболее влиятельных брендов спортивной одежды и обуви? Это был долгий и захватывающий путь. И сейчас вы о нём узнаете.

Зарождение ASICS

История ASICS берёт свое начало в конце 40-х годов прошлого века. Как и весь мир, Япония приходила в себя от последствий Второй Мировой войны. Будущий предприниматель Кихачиро Оницука был воодушевлён идеей использовать спорт для реабилитации японской молодёжи. Спорт, по его мнению, лучше всего подходил для укрепления физического и душевного состояния.

История Асикс

Постепенно благородная идея оформилась в предприятие Onitsuka Company, которое было основано в 1949 году в городе Коба. На тот момент компания состояла из Кихачиро, двух сотрудников, письменного стола и телефона.

Тут стоит упомянуть, что Кихачиро Оницука никак не был связан ни с изготовлением обуви, ни с профессиональным спортом. К инновационным решениям предприниматель приходил благодаря кропотливому труду, наблюдению за спортсменами и обдумыванию их потребностей.

Чем помог осьминог

В те годы в Японии среди молодых людей был невероятно популярен баскетбол. Подхватив тренд, Кихачиро выпустил своё первое детище — кеды для игры в баскетбол.

Новинка была по достоинству оценена целевыми потребителями, и вскоре штат компании увеличился до четырёх сотрудников. Фактически Onitsuka Company стала первым японским производителем баскетбольной обуви.

На подошве одной из первых моделей была изображена голова тигра. Вскоре это изображение превратилось в торговую марку, а сам бренд был долгое время известен как Onitsuka Tiger.

С баскетбольными кедами связана интересная история: идею подошвы предприниматель подсмотрел у осьминога. И перенёс имитацию присосок щупалец на подошву для лучшего сцепления с паркетом. Оницука кропотливо работал над ними, выпустив более 20 прототипов модели.

Но предприниматель не остановился на достигнутом, позднее его внимание привлекли другие виды спорта, в том числе и бег.

Скачайте тренировочные программы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня!

Первые марафонки

Марафонский бег всегда был популярен в Японии. Поэтому не удивительно, что Оницука решил заняться модернизацией беговой обуви.

Сам инноватор никогда не был бегуном. В то время не было исследовательских центров и технологий для детального изучения физических характеристик кроссовок, поэтому предприниматель собирал отзывы местных спортсменов и много часов крутил педали рядом с бегунами, наблюдая за их бегом.

История создания ASICS: от мечты до международной компании
Кихачиро Оницука. Фото: shambala.com

В 1953 году была завершена работа сразу над двумя моделями марафонок. Первая модель — причудливая по конструкции Tabi, которая по форме повторяла традиционные японские носки из кожи с отделённым большим пальцем. Tabi, впрочем, не получила дальнейшего развития. Второй и более успешной стала модель Marat.

Magic Runner

В 1960 году Кихачиро Оницука произвёл настоящий переворот в мире беговой обуви. Он изобрёл первые не натирающие мозоли марафонки Magic Runner. До их появления всю обувь для марафонского бега делали из сплошной кожи. Нога в таких кроссовках совершенно не дышала, а бегуны финишировали с кровавыми мозолями — и это считалось нормальным.

Оницука осознал, что жара — основная причина мозолей. Он изобрёл инновационные отверстия, которые позволяли воздуху циркулировать внутри ботинка и охлаждать стопу.

Именно Magic Runner принесли компании мировую славу, благодарю удачному сотрудничеству с атлетом из Эфиопии Абебе Бикилой.

До 1960 года этот бегун выходил на старты исключительно босиком и побеждал. Таким образом он не только первым финишировал на Олимпийских играх в Риме на марафонской дистанции, но и установил там мировой рекорд.

Вскоре он, наконец, обулся. Его спутниками стали марафонки Magic Runner. Именно в этих кроссовках Абебе Бикила победил на Олимпийских играх в Токио в 1964 году, где вновь обновил мировой рекорд на 3 минуты.

В то время мир ещё не знал потенциала африканских спортсменов, и первый олимпийский чемпион и рекордсмен из Африки послужил отличной рекламой для компании Кихачиро Оницука.

Инновационный прорыв в шиповках

В 1964 году выходит ещё одна инновация — шиповки Runspark. К кроссовкам прилагались четыре видов шипов разной длины. Это позволило спортсменам самостоятельно модифицировать свою обувь в зависимости от различных типов соревнований и бегового покрытия. 

10 лет спустя с моделью Runspark произошла любопытная история. После Олимпиады 1976 года, которая проходила в Монреале, весь мир обошли фотографии выдающегося финского легкоатлета Лассе Вирена, обладателя сразу двух золотых медалей в беге на дистанциях 5000 и 10000 м. На этих фото он совершает круг почёта, держа в руках свои шиповки Onitsuka Tiger. Выглядел этот жест не иначе как рекламная кампания японского бренда.

Вскоре после этого Международный олимпийский комитет дисквалифицировал спортсмена — запретил участвовать в забеге на 5000 м из-за нарушения кодекса Игр. Но позже его всё же допустили до соревнования, где финский бегун снова выиграл.

В дальнейшем спортсмен признался, что беговые туфли натёрли мозоли, и после финиша он первым делом снял их. В победном упоении Лассе бежал круг почёта, просто держа шиповки в поднятых руках.

Познакомиться с легендой можно в статье Лассе Вирен: история последнего «летучего финна» в стайерском беге

Специалисты Onitsuka Tiger славно потрудились для успешного выступления спортсмена. Работа шла всю ночь. Мистер Оницука и его команда сбрили два миллиметра с подошвы кроссовок и отрегулировали каблук, чтобы Вирен чувствовал абсолютную уверенность в своей обуви.

История создания ASICS: от мечты до международной компании
Лассе Вирен с кроссовками Onitsuka Tiger в руках. Фото: getfit.by

Появление знаменитых полос

В 1966 на кроссовках Mexico впервые появилась визитная карточка кроссовок ASICS — пересекающиеся полосы, так называемые ASICS stripes.

Основное их значение — имитация полос на шкуре тигра, который в восточной философии символизирует силу и целеустремлённость. Своеобразное наследие бренда Onitsuka Tiger. Но эти линии не просто украшение кроссовка, они ещё усиливают фиксацию стопы.

История создания ASICS: от мечты до международной компании
Фото: streat-beat.ru

Как Onitsuka Tiger стала основой для Nike

К началу 60-х годов Onitsuka Tiger заслужила репутацию одного из ведущих производителей спортивной обуви в Японии. В 1963 году завод японского бренда посетил молодой предприниматель, а также спортсмен-любитель Фил Найт.

Чуть ранее он окончил бизнес-школу в Стэнфорде, где защитил дипломную работу об импорте беговых кроссовок. Найт был вдохновлён своей безумной идеей — он хотел, чтобы бегуны в США бегали в классной, качественной обуви. Поэтому на оценке «отлично», полученной за диплом, он не хотел останавливаться. Визионер решил воплотить свою идею в жизнь. Он собрал чемодан, взял несколько тысяч баксов и отправился в кругосветное путешествие, в котором среди пунктов назначения была Япония.

Оказавшись на заводе Оницуки, Найт был очарован увиденным. Среди спортивной обуви, предназначенной для разных видов спорта, он особенно отметил беговые кроссовки.

Находясь на деловой встрече с десятком японцев во главе с Оницукой, Найт импровизировал. Он рассказал о блестящих бизнес-перспективах, которые откроются перед ним и японцами, если кроссовки Tiger окажутся на прилавках в Америке. Глядя в глаза будущим партнёрам, Найт цитировал свою дипломную работу и убеждал, что их сотрудничество будет взаимовыгодным. Там же, находясь на встрече, амбициозный предприниматель выдумал название своей компании (Blue Ribbon Sports) и саму компанию, которая к тому времени ещё не существовала.

Найт был убедительным и стал первым торговым агентом Оницуки в США. Основав компанию Blue Ribbon Sports, Найт начал поставки японских кроссовок в США. Так появилась компания Nike.

Подробнее о зарождении и истории Nike можно почитать в статье Продавец обуви: как появился Nike

Сначала Blue Ribbon Sports (BRS) просто перепродавала кроссовки, привезённые через океан из Японии. Вместе с тем Фил Найт вместе с партнёрами постоянно совершенствовали японскую обувь, проводили эксперименты и отправляли свои пожелания Оницуке.

Позже Найт вместе с сооснователем BRS, видным американским тренером по бегу Биллом Бауэрманом начинают создавать собственные кроссовки на базе японских. Так появились Onitsuka Tiger Cortez, которые отличались повышенным комфортом. Это была первая модель с трёхслойной подошвой — она создавала  баланс амортизации и отскока. Tiger Cortez взорвал рынок спортивной обуви США. В дальнейшем Blue Ribbon Sports переименовывается в Nike и начинает выпуск кроссовок Cortez под собственным брендом.

В итоге на свет вышли две идентичные модели кроссовок от двух разных производителей. Из-за различных разногласий сотрудничество японской и американской компаний закончилось исками в суд. Японцы были вынуждены поменять название своих кроссовок на Onitsuka Tiger Corsair.

Сравнение моделей Nike Cortez и Onitsuka Tiger Corsairs

Ориентация на любителей

К концу 70-х годов бег становится всё более популярным. В ответ на запросы потребителей в 1977 году Onitsuka Tiger предлагает новую модель California.

Модель была полностью ориентирована на любителей бега: поддержка свода стопы, амортизация, хорошее сцепление. Для безопасного бега кроссовки California были оснащены светоотражающими элементами в задней части, чтобы водители могли заранее заметить бегуна, совершающего пробежки в темноте.

Рождение легенды

21 июля 1977 года название ASICS официально появилось на свет. Это произошло путём слияния трёх брендов: торговой марки Onitsuka Company,  компании, производящей товары для спорта и рыбалки GTO и производителем униформы Jelenk. Президентом новой компании стал Кихачиро Оницука. 

Интересно, что название бренда ASICS — это аббревиатура первых букв латинской пословицы «Anima Sana in Corpore Sano», что в переводе на русский означает «Сила тела — в силе духа».

В этой фразе заключается основная суть ASICS: занятия спортом и здоровый образ жизни помогают быть счастливым. Эта концепция по сей день является неотъемлемой частью бренда. Философия компании осталась прежней, с той лишь разницей, что теперь производители заботятся не только о послевоенном поколении японских подростков, но и о спортсменах всего мира.

Современная история ASICS

ASICS продолжала курс Onitsuka Company на внедрение инноваций, выводя продукцию на новый уровень. В 1979 году в Кобе открылся исследовательский центр с современным оборудованием.

Именно благодаря этому центру несколькими годами позже была создана знаменитая разработка ASICS GEL, специальный силикон, который поглощает ударную нагрузку и обеспечивает высокий уровень амортизации при приземлении. До сих пор эта революционная технология используется в подавляющем большинстве моделей ASICS. 

По мере того, как компания продолжала расти, открывались её новые заводы, офисы, флагманские магазины по всему миру. Появлялись десятки моделей, отвечающих всё более искушённым запросам.

Многообразие беговых кроссовок ASICS можно оценить в публикации Обзор кроссовок для бега ASICS: 34 модели 2021 года

ASICS постоянно участвует в развитии профессионального и любительского спорта. Компания поддерживает большое число спортсменов, профессионалов и любителей, а также выступает спонсором и экипировочным партнёром различных спортивных событий. Так, в 2019-2022 годы ASICS был официальным экипировочным партнёром Московского марафона.

Прошло 73 года со дня основания ASICS, а компания не изменяет главному принципу и стремится поддержать каждого человека в его желании следовать активному образу жизни. Ведь «сила тела — в силе духа», как завещал Кихачиро Оницука.

Читайте далее: Продавец обуви: как появился Nike

Больше интересного о беге и триатлоне читайте в нашем Telegram-канале

Больше интересного о беге и триатлоне читайте в нашем Telegram-канале