Джиро д’Италия — одна из самых известных велогонок в мире и главная велогонка Италии, легендарное спортивное событие с более чем 100-летней историей.
В этот путеводитель мы внесли всё, что вам потребуется знать: когда гонка стартует, сколько в ней этапов, где они проходят, как определяется победитель и т.п. Также рассказали о статистике гонки и любопытных фактах.
Что такое Джиро д’Италия (Giro d’Italia)
Название «Джиро д’Италия» (Giro d’Italia) означает «Тур по Италии». Это более чем подходящее название для многодневной велогонки, маршрут которой пролегает по Апеннинам.
Джиро д’Италия относится к гранд-турам. Их всего три:
- Тур де Франс (Tour de France)
- Вуэльта Испании (Vuelta a España)
- Джиро д’Италия (Giro d’Italia).
Читайте также: Tour de France: всё, что вы хотели знать о самой популярной велогонке
В профессиональном велоспорте эти эпические многодневные гонки знаменуют собой вершину этого вида спорта. Они даже престижнее Олимпийских игр.
Джиро д’Италия стоит первой в календаре гранд-туров и известна своей сомнительной весенней погодой на альпийских вершинах. В 2023-м году она пройдёт с 6 по 28 мая. Некоторые ведущие спортсмены даже вычёркивают итальянский тур, чтобы быть на пике формы к Тур де Франс, чей старт начинается спустя всего 4 недели после окончания Джиро.
Однако это не отменяет статус, престиж и популярность итальянской гонки. Окунёмся в её историю.
История Джиро д’Италия
История Тура по Италии очень напоминает историю Тур де Франс. Организатором выступила спортивная газета La Gazzetta dello Sport, а гонка легла в основу рекламной кампании для увеличения подписчиков издания. Директором гонки стал главный редактор раздела о велоспорте и автор идеи Армандо Куне.
Анонс веломногодневки на первой полосе номера вышел 7 августа 1908 года, и первая Джиро стартовала 13 мая 1909 года — через 6 лет после Тур де Франс.
Гонка состояла из 8 этапов общей протяжённостью 2488 км. Средняя длина каждого этапа была равна 311 км, что по нынешним меркам просто фантастическая цифра для многодневки. До финиша тогда добрались только 49 гонщиков из 127 человек на старте.
Скачайте тренировочные программы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня!
Наверняка вам известно, что основной цвет Джиро д’Италия — розовый. Как и жёлтый цвет в Тур де Франс, это неспроста. L’Auto (ныне L’Équipe) — французская газета, основатель Тура, помимо идеи о проведении гонки, подкинула ещё одну мысль — сделать цвет гонки на основе цвета страницы газеты.
Как известно, страницы французской газеты имели жёлтый цвет. Поэтому майка лидера Тура — жёлтая. Цвет бумаги La Gazzetta dello Sport в начале XX века, как и сейчас, был и остаётся розовым. Он и лёг в основу брендинга гонки.
Теперь, хотя La Gazzetta больше не организует гонку, розовый цвет остаётся цветом Джиро. Майка лидера Джиро — розовая. То же самое касается современной айдентики и логотипов гонки.
Сколько этапов в Джиро д’Италия
Гонка длится примерно 23-24 дня, включая два или три дня отдыха. Даты начала и окончания мероприятия из года в год варьируются: обычно она открывается в начале мая с так называемого Grande Partenza — «Большого Старта» первого этапа. За 21 гоночный этап различной длины и сложности велогонщики преодолевают около 3500 км.
Есть три типа этапов на Джиро д’Италия:
- этапы с массовым стартом
- индивидуальные гонки на время
- командные гонки на время.
Гонки с массовым стартом составляют большую часть многодневки. Обычно проводится две гонки на время, а иногда и три, если есть пролог или командная гонка на время. Все остальные этапы отданы под групповые гонки.
Где проходит маршрут
Каждый год Джиро д’Италия следует разными дорогами, которые разрабатываются на основе классических велосипедных маршрутов. В этом туре есть всё: от суровых вершин Доломитовых Альп до ветреных прибрежных дорог Итальянской Ривьеры.
Таким образом, маршрут разработан так, чтобы проверить всесторонние способности гонщиков: скорость на равнине, силу в горах и выносливость от сотен километров в ногах.
Абсолютным победителем часто становится тот, кто сбалансировано обладает всеми этими качествами и кому, разумеется, посчастливилось безопасно проехать по мокрым и скользким склонам Альп и избежать массовых завалов.
Несмотря на то, что Джиро д’Италия — это «Тур по Италии», она не всегда начинается на своей родине. Иногда Джиро выходит за границы Италии, частично проходит в соседних и боле отдалённых государствах. Например, в 2018 году гонка даже «покинула» Европу, отправив гонщиков в Израиль на первые три этапа.
Также гонка стартовала в Австрии, Бельгии, Франции, Греции и Северной Ирландии. В 2022 году первые три этапа Джиро прошли в Венгрии:
- массовая гонка на 195 км Будапешт — Вишгород,
- индивидуальная гонка с раздельным стартом по улицам Будапешта 9,2 км,
- 201-километровая гонка Капошвар — Балатонфюред.
Однако заканчивается гонка всегда в Италии.
Старт Джиро д’Италия (La Grande Partenza) — это важное событие, поэтому города и даже страны вкладывают значительные средства, надеясь окупить затраты и заработать за счёт увеличенного турпотока на гонку. Так, Дания потратила около 3,9 млн долларов на проведение первых этапов гонки 2012 года.
Как определяется победитель
В любой многодневной гонке есть победители дня и победители в общем зачёте или, по-другому, генеральной классификации. Время для каждого этапа суммируется на протяжении всей гонки, и участник, показавший наименьшее общее время после всех этапов, становится победителем. На протяжении всей гонки тот, кто лидирует в общей классификации, носит розовую майку.
На самом деле даже не обязательно побеждать на каком-либо этапе, чтобы стать абсолютным победителем Джиро д’Италия. Достаточно просто стабильно приезжать в числе первых. В многодневной велогонке важно следить за временным отрывом, особенно между «розовой майкой» и её ближайшими конкурентами.
Дополнительные классификации
В рамках тура существуют и другие зачёты: для спринтеров, «горняков» и молодых гонщиков до 25 лет. Тут классификация основана на очках, заработанных на определённых этапах гонки. Есть также «командная классификация», места в которой распределяются, исходя из наименьшего общего командного времени.
Призовой фонд Джиро д’Италия: призы за победы и после каждого дня
Общий призовой фонд Джиро д’Италия в 2022 году составлял 1,5 млн евро:
- абсолютный победитель получил 265 тысяч евро
- второе место — 133 тысячи евро
- третье место — 68 тысяч евро.
Дополнительно владелец розовой майки в конце каждого дня получает приятные 2000 евро. Также на каждом этапе деньги раздаются носителям других маек. По итогу трёх недель они тоже получают деньги в зависимости от занятой позиции в протоколе.
В 2022 году 20 лучших «гонщиков дня» получили следующие суммы:
- 1. 11 010 евро
- 2. 5 508 евро
- 3. 2673 евро
- 4. 1377 евро
- 5. 1102 евро
- 6-7. 826 евро
- 8-9. 551 евро
- 10-20. 276 евро.
Но это ещё не всё. Дополнительно проводится соревнование по отрыву от пелотона: гонщик, проехавший наибольшее количество километров в отрыве за этап, получает 100 евро, а за наибольшее количество километров отрыва в течение трёх недель спортсмену полагается 4800 евро.
Таким образом, если брать во внимание огромный спектр награждаемых позиций, победитель Джиро д’Италия может унести с собой гораздо больше, чем 265 тысяч евро.
Важно помнить, что призовые деньги обычно распределяются между командой, а не между отдельными гонщиками. Ведь шоссейный велоспорт — командный вид спорта.
Читайте по теме: Шоссейный велоспорт: история, дисциплины, нормативы и соревнования
Какие есть майки лидеров на Джиро д’Италия
Розовая майка (Maglia Rosa)
Это майка лидера, она самая престижная. Введена на Джиро 1931 года. Цель капитанов команд (по-другому, генеральщиков) — показать лучшее общее время по итогу всех этапов.
Однако на первой неделе многодневки майка может доставаться гонщикам, у которых нет шансов на победу через 21 день. В это время истинные лидеры, среди которых есть будущий победитель, на первых этапах специально не гонятся за розовой майкой. Иначе это привлечёт лишнее внимание соперников. Поэтому майку лидера защищают другие члены команды.
Цикламеновая майка (Maglia Ciclamino)
Это майка предназначена для лидера зачёта по очкам на промежуточных этапах каждой гонки. Большинство гонщиков и, в частности, спринтеров не могут бороться за генеральную классификацию в течение 21 дня. Но именно они в своём собственном соревновании придают азарта каждому этапу.
У такого «спринтерского» зачёта нет связки со временем, и оценка идёт по очкам за промежуточные и финишные позиции, которые накапливаются в течение всего тура. По истечении 21 дня гонщик, набравший наибольшее количество очков, выигрывает цикламеновую майку и полагающиеся к ней призовые деньги.
Синяя майка (Maglia Azzurra, до 2012 года — зелёная майка)
Эту джерси надевает лучший «горняк». Как и у спринтеров, у горняков есть своя собственная классификация по очкам, которые начисляются за финишные позиции на горных участках трассы в зависимости от категории подъёма.
Чем сложнее гора, тем больше очков можно получить, если заехать первым. Очки накапливаются в течение 21 дня, и гонщик, набравший наибольшее количество очков, получает синюю майку.
Белая майка (Maglia Bianca)
Такая майка вручается гонщику, лидирующему в молодёжной классификации, — в зачёте среди спортсменов в возрасте до 25 лет.
Самые сложные участки Джиро д’Италия
Джиро д’Италия известна своими крутыми и продолжительными подъёмами. Хотя за 3500 км гонщики сталкиваются с совершенно разным рельефом, самыми ожидаемыми этапами гонки, конечно же, считаются горные этапы. Они сложные, захватывающие и проходят через Альпы и Апеннины.
Вот самые знаковые и сложные места Джиро:
- Стельвио — самый высокий горный перевал Италии (2758 м), на который гонщики поднимаются по 25-километровому серпантину. Будет 48 крутых поворотов и средний уклон около 8-9%. Каждый год администрация национального парка организует День велосипеда Стельвио. В этот день дороги закрыты для всех видов транспорта, кроме велосипедистов.
- Гавиа Пасс — один из самых трудных и известных горных участков Джиро (высота 2618 м над уровнем моря). Представляет 17-километровый подъём со средним уклоном 8%. Гонщики впервые преодолели этот ужасный перевал 8 июня 1960 года, на последнем этапе от Тренто до Бормио. В то время это была узкая грунтовая дорога, её заасфальтировали только спустя 30 лет.
- Пордой — перевал в Доломитовых Альпах, который находится на высоте 2239 метров. Перевал Пордой очень популярен среди велосипедистов — это одно из исторических мест Джиро, и здесь очень красивый ландшафт.
- Мортироло — перевал на высоте 1852 метра, который впервые был включён в маршрут Джиро д’Италия в 1990 году. Дорога к вершине на протяжении 12 километров проходит практически всё время в лесу, а средний уклон этой горной дороги составляет 10% (максимальный — 20%).
- Монте-Дзонколан — гора высотой 1750 метров над уровнем моря. Подъём на эту вершину считается одним из самых сложных в шоссейном велоспорте. На гору можно подняться тремя дорогами, и наиболее крутым выглядит западный склон длиной 10 км со средним уклоном 12% и максимальным 22%. Последние 6 км пути представляют собой подъём в гору со средним уклоном 15%.
- Стена Сормано — буквально «вертикаль» для велосипедистов, причём длиной менее двух километров, зато с невероятными градиентами на некоторых участках — до 27%! Средний уклон дороги здесь 17%, и часть велосипедистов попросту заходит в эту стену пешком.
- Колле делле Финестре — перевал, подъём на который составляет 18,6 км при среднем градиенте 9,1% и общем наборе высоты почти 1700 метров. Ещё одним испытанием на пути к вершине станут последние восемь километров грунтового покрытия.
Средняя скорость
Средняя скорость Джиро д’Италия всех лет составляет 34,95 км/ч. Скорость увеличилась с 25 км/ч во время первых гонок до 35 км/ч, а в последнее десятилетие она даже превысила отметку в 40 км/ч. Средняя скорость Джиро д’Италия 2022 года составила 39,73 км/ч.
Самая быстрая Джиро д’Италия была в 2011 году. Средняя скорость победителя Микеле Скарпони оказалась 41,86 км/ч. До него этот рекорд принадлежал россиянину Денису Меньшову, который в 2009 году выиграл итальянскую многодневку со средней скоростью 40,16 км/ч.
Где следить за Джиро д’Италия
По оценкам, 800 миллионов человек со всего мира смотрят Джиро д’Италия по телевидению. Таким образом, вы имеете дело с хорошо освещаемой в СМИ гонкой, поэтому проблем, чтобы найти информацию о ней, не должно возникнуть. Однако в России просмотр прямой трансляции может быть затруднителен после ухода Eurosport с российского рынка.
За новостями и статьями о Джиро д’Италия рекомендуем обращаться к следующим источникам:
- Gruppetto.ru — блог о велоспорте, где можно найти самую подробную информацию о велогонках;
- velolive.com — портал с новостями из мира велосипедного спорта;
- vk.com/veloclub_su — группа ВКонтакте, где можно посмотреть запись трансляций гонок.
Путешествие по Италии во время Джиро д’Италия: что нужно знать
Если вы планируете поездку в Италию в мае, посмотрите, не пересекается ли маршрут Джиро д’Италия с маршрутом вашего отпуска. Во-первых, такая информация позволит вам присоединиться к велосипедному празднику всей Италии, а во-вторых, избежать загруженных дорог и городов по курсу гонки, если вы не хотите шумной толпы и перекрытых трасс.
Если вы хотите увидеть гонку Джиро д’Италия:
- Выберите место, где вы расположитесь в ожидании пелотона. Атмосфера фестиваля обычно царит в городах, где находится старт либо финиш этапа. А вот увидеть и разглядеть гонщиков на малой скорости получится на горных участках очередного этапа.
- Возьмите с собой еду, воду и стулья для пикника. Создайте себе комфорт в ожидании участников гонки и познакомьтесь с единомышленниками.
- Будьте готовы к сюрпризам погоды, особенно если собираетесь на горный этап. В горах в мае далеко не лето.
- Приходите пораньше, чтобы занять хорошее место, и учитывайте, что некоторые дороги, по которым поедет пелотон, закрываются до начала гонки. В некоторых случаях фанаты даже ночуют на обочине дороги.
Если вы хотите избежать Джиро д’Италия:
- Проверьте маршрут Джиро и скорректируйте свои передвижения, чтобы не пересекаться с трёхнедельной гонкой, если она может нарушить ваши планы.
- Бронируйте гостиницы заранее, потому что жильё, находящееся поблизости от маршрута Джиро, незадолго до начала гонки уже занято. То же самое касается общественного транспорта, который может быть попросту загружен, а может также немного изменить свой маршрут из-за перекрытия трассы.
Могут ли любители принять участие в Джиро д’Италия
Джиро д’Италия — это соревнование для профессиональных велосипедных команд. Поэтому заявиться на гонку так же, как это можно сделать на самые известные марафоны в беге или на любительские велогонки и веломарафоны, нельзя. Тем не менее у Джиро есть официальный туроператор Grand Tours Project, который организует заезды по всем этапам за несколько часов до профи.
Любопытные факты о гонке Джиро д’Италия
- 10 мая 1924 года 23-летняя девушка из Болоньи, Альфонса Роза Мария Морини, появилась на старте Джиро д’Италия. Она стала первой женщиной, принявшей участие в гонке.
Морини даже выдали номер — 72. С ним она финишировала на последнем этапе 1 июня 1924 года, после 3613 километров по Италии, и стала одним из 30 велосипедистов, которым удалось в тот год пересечь финишную черту. Всего в многодневке участие приняли около 90 человек.
Больше ни одна женщина никогда не участвовала в Джиро д’Италия.
- C 1988 года существует женская версия Джиро д’Италия — Джиро Д’Италия Донне (Джиро Роза). Это самая престижная многодневная гонка в женском шоссейном велоспорте. Продолжительность тура — 10 дней. В 2002 году женский гранд-тур выиграла россиянка Светлана Бубненкова.
- Самая длинная Джиро состоялась в 1954 году: протяжённость гонки составила 4337 км. Самый же длинный этап у гонщиков был в 1914 году — 430 км от Лукки до Рима.
- Из российских гонщиков Джиро д’Италия выигрывали Евгений Берзин (1994), Павел Тонков (1996) и Денис Меньшов (2009). Три победы — отличный результат, учитывая, что больше только у Италии, Бельгии, Франции и Испании.
К слову, Евгений Берзин в 1994 году выиграл не только генеральную, но и молодёжную классификацию гонки.
- За всю историю проведения гонки на ней погибло четыре спортсмена:
- итальянец Орфео Понсин упал на спуске во время четвёртого этапа в 1952 году;
- испанец Хуан Мануэль Сантистебан получил черепно-мозговую травму после падения на первом этапе в 1976 году;
- в 1986 году итальянец Эмилио Равазио упал на финишном этапе гонки, но финишировал, в тот же день впал в кому и умер через 16 дней после этого;
- бельгиец Ваутер Вейландт получил открытую черепно-мозговую травму после падения на спуске в 2011 году.
- Наименьшее количество участников гонки, равное 56, было зарегистрировано в 1912 году, наибольшее, 298 спортсменов, — в 1928 году. Наименьшее количество финишировавших — 8 человек в 1914 году.
- Самому молодому победителю Джиро д’Италия на момент финиша было 20 лет, 8 месяцев и 25 дней (1940). Это достижение принадлежит итальянцу Фаусто Коппи. Он же является 5-кратным победителем итальянского тура наряду с Эдди Мерксом и Альфредо Бинда.
- На Джиро с 1946 по 1951 год разыгрывалась чёрная майка, которая вручалась участнику, занявшему последнее место в общем зачёте гонки.
История выбора цвета майки такова: на старте 1926 года в качестве независимого участника выступал бывший профессиональный футболист и велолюбитель Джузеппе Тикоцелле. На старт он вышел в форме своего футбольного клуба, которая представляла собой чёрную майку с серебряной звездой на груди.
У этой майки есть как обладатели, вызывающие восхищение, так и те, из-за неспортивной борьбы которых майка была упразднена.
К первым относится вице-чемпион мира 1936 года Альдо Бини, который на Джиро-1948 пострадал в завале, получив перелом руки. Несмотря на боль и то, что горные участки трассы ему приходилось проходить пешком, он продолжил гонку.
Ко вторым относится случай острой борьбы за последнее место между Луиджи Малаброкка и Санте Каролло, которые заезжали в придорожные кафе, останавливались на трассе и даже прокалывали себе колёса, лишь бы приехать последними.
- Бельгиец Эдди Меркс носил розовую майку на 78 этапах — это больше, чем любой другой гонщик в истории Джиро д’Италия.
- Итальянец Марио Чиполлини является рекордсменом по 42 победам на этапах.
- Средняя длина этапа Джиро д’Италия за всё время проведения составляет 201 км. Эта цифра постепенно сокращалась. Средние цифры этапов Джиро были такими:
- с 1909 по 1939 год — 270 км
- с 1949 по 1979 год — 184 км
- с 1989 по 2019 год — 170 км
Средняя длина этапа Джиро д’Италия 2022 года составляет 164 км.
- Средний вес победителя Джиро д’Италия находится на отметке 67,74 кг. Самым тяжёлым победителем гонки стал Франческо Мозер: он выиграл Джиро 1984 года в весе 79 кг. Самым же лёгким победителем Джиро д’Италия оказался Марко Пантани. Он выиграл Джиро 1998 года с весом 57 кг.
- Четыре гонщика лидировали на Джиро д’Италия от начала до конца: Костанте Жирарденго в 1919 году, Альфредо Бинда в 1927 году, Эдди Меркс в 1973 году и Джанни Буньо в 1990 году.