Главная Бег Коммьют-раннинг: личный опыт «бега по делам»

Коммьют-раннинг: личный опыт «бега по делам»

Commute running – понятие настолько новое для России, что в родном языке ещё нет его аналога. Если спросить рядового бегуна, что это такое, он вряд ли сразу даст ответ. Однако в международной беговой тусовке мода на коммьют-раннинг сейчас на подъёме.

Что такое коммьют-раннинг и почему он набирает популярность, рассказывает и делится опытом Екатерина Преображенская.

Коммьют раннинг: личный опыт «бега по делам»

Как это происходит

Шесть часов вечера, центр Москвы, офис. Яндекс.Карты горят алым и обещают час в пробках или толкучку в метро после рабочего дня. А ведь надо ещё сделать тренировку. Откуда найти силы и мотивацию?

Мысль приходит внезапно и ошеломляет меня саму: «Но ведь в аэробном темпе я добегу до дома за это же время». Спортсумка с собой, машину можно оставить у офиса и вернуться завтра тоже бегом.

Не разрешаю природной лени взять своё. Быстро переодеваюсь и выбегаю. Через час времени и 12 километров пути я дома. Тренировка сделана, настроение отличное, голова проветрилась после рабочего дня, а вечер уже свободен!

Таким был мой первый коммьют-ран в далёком 2013 году. Только тогда я не знала, что это называется именно так. Зато с тех пор начала часто практиковать и добираться до работы, мест встреч с друзьями, кафе, магазинов на своих двоих.

Следите за новостями из мира бега в нашем телеграм-канале Бегущая строка.
Пишем коротко и по делу.

На тренировки стало уходить меньше времени, на бензин и парковку – меньше денег, а главное – я перестала опаздывать, потому что независимо от графика могла рассчитать время с точностью до пары минут.

Плюсы и минусы

Как уже понятно, термин commute running обозначает бег «по делам», точнее, покрытие регулярного маршрута (например, на работу и обратно) с помощью бега. У велосипедистов и триатлетов такой способ перемещения давно уже не вызывает удивления, они привыкли использовать байк не только для тренировок, но и в качестве городского транспорта.

По данным Strava за 2018 год, только в США было сделано 11 млн таких поездок на велосипеде (а подобных пробежек – около 3 млн), и это при том, что далеко не все пользователи ставят галочку «commute» при такой активности. Но для поездки на байке нужен, собственно, велосипед, а в реалиях российского климата период его использования ограничен.

Для бега фактически не нужно ничего, кроме кроссовок и подходящей одежды, а климат, хотя и оказывает влияние на пробежку, всё же не сильно ей мешает, ведь бегать можно в любую погоду.

Большинство маршрутов, которые мы покрываем в течение дня, меньше 5 км и редко когда достигают 10-15 км. Такие расстояния вполне можно пробежать, получив при этом массу плюсов:

  • сэкономить «тренировочное» время
  • внести вклад в защиту окружающей среды, ненадолго отказавшись от автомобиля
  • сократить транспортные расходы
  • почувствовать независимость от графика городского транспорта, пробок и прочих факторов

Почему же тогда коммьют-раннинг не так массово распространён, как можно было ожидать?

 – Всё дело в настрое, – считает Скотт Кейн, основатель кампании #runsome, направленной на развитие и популяризацию коммьют-раннинга. – Как выясняется, самое сложное – пробежать «по делам» первый раз, так как изначально подобная идея не приходит в голову или же сразу отвергается. Но когда люди слышат о такой опции чаще и видят примеры других, их отношение меняется.

Есть и негативные моменты. Главная проблема – душ. Если его нет в офисе, то приходится искать душ в спортзале рядом с работой, а на ужин, предполагающий строгий наряд, точно не прибежишь бегом. Но это не означает, что от коммьют-раннинга стоит отказываться.

– Проблема душа – самый распространённый сдерживающий фактор, – делится Скотт. – Перед карантином мы запустили приложение RunFriendly, в котором за умеренную плату можно было воспользоваться душем в нужной локации, указав её на карте.

Мы сотрудничали со спа-салонами, спортзалами, гостиницами, и они через нас сдавали «душ на час». А пользователь мог легко найти место, где можно привести себя в порядок после пробежки. Стоимость услуги варьировалась в пределах шести фунтов за хорошее место, то есть вполне сопоставимо с ценой на поездку в метро. 

После введения карантинных мер развивать это приложение стало невозможно, и пока что работу с ним приостановили. Но сам по себе коммьют-раннинг стал ещё более привлекательным. В условиях пандемии это, пожалуй, самый безопасный вид передвижения, наряду с личным автомобилем.

Мировые тенденции

Сейчас в Великобритании около 11 млн бегунов, из них только 250 000 (по очень приблизительным оценкам) периодически заменяют транспорт на бег.

При этом правительство выделило 2 млрд фунтов для развития передвижения «без двигателя» (в основном на инфраструктурные проекты), но в фокусе оказались велосипед и ходьба, а про бегунов в этом контексте позабыли. А зря.

–  По статистике, большинство поездок на машине составляют менее 5 км, то есть дистанции паркрана. Самый обычный бегун может спокойно покрыть её на своих двоих, – говорит Скотт. – В 2020 году коммьют-раннинг стал особенно актуальным, ведь использование общественного транспорта пришлось сократить  из-за эпидемии. 

У нас падение его загрузки составило 80%. К тому же, люди стали больше времени проводить в своём районе, а значит, дистанции их передвижений ещё больше сократились.

Сам Скотт уже давно пользуется бегом как средством передвижения – и это натолкнуло его на мысль, что сейчас самое время призвать и других бегунов следовать его примеру. Не нужно сразу ставить гиперзадач, стоит попробовать один раз, втянуться и оценить преимущества.

–   Важно понимать, что нет необходимости бежать весь путь: можно пробежать половину и сесть на автобус. Также можно на встречу приехать на такси, а уже обратно побежать. Многие не отдают себе в этом отчёта, но почти все бегуны могут легко вставить коммьют-раннинг в свой тренировочный план на регулярной основе, – говорит Скотт.

За 2019 год по данным Strava рост сегмента коммьют-раннинга составил 50%. Причём по статистике чаще «коммьютят» мужчины. Это ожидаемо: женщинам более принципиально выглядеть «с иголочки».

Правда, по личному опыту могу сказать, что чаще всего заменять поездки на пробежки нам мешают не реальные преграды, вроде отсутствия душа, а негибкость ума и стереотипы. Сломав их один раз, начинаешь рассуждать иначе.

Как беговой тренер, я часто призываю учеников попробовать пробежаться на работу или с работы. И наблюдаю такую тенденцию: первый раз услышав эту идею, люди её отвергают, находя множество причин не делать этого. Во второй раз задумываются. А через пару недель я вижу в Гармине тренировку под заголовком «С работы домой».  

Как сделать коммьют-раннинг комфортным

Если после прочтения статьи вам тоже захотелось присоединиться к популярному среди бегунов тренду, вам пригодятся эти советы.

О чём стоит помнить, планируя свой коммьют-раннинг:

  • прорабатывайте маршрут заранее, избегайте сложных дорожных развязок и крупных магистралей, закладывайте время на переходы и светофоры;
  • старайтесь сочетать коммьют-раннинг с лёгкими аэробными тренировками или длительными, так как бежать по городу интервалы или фартлеки может быть не очень удобно;
  • правильно подбирайте одежду, а также купите удобный беговой рюкзак, куда можно складывать сменную одежду;
  • не стремитесь покрыть бегом весь путь, иногда достаточно пробежать лишь его часть;
  • держите на работе комплект спортивной одежды и обуви;
  • берите с собой достаточное количество воды;
  • совет для девушек: пользуйтесь сухим шампунем;
  • в холодное время года заканчивайте тренировку около дома или машины, чтобы не проводить много времени на улице.

Да, сначала идея коммьют-раннинга может показаться странной и не особо вдохновляющей. Но стоит один-два раза попробовать, и вы оцените все плюсы таких тренировок. Бегайте по делам с удовольствием!